Что дает повышение квалификации работников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что дает повышение квалификации работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для того чтобы с большей эффективностью провести подготовку, переподготовку или повысить квалификацию сотрудников, необходимо правильно подобрать обучающую организацию. Существует несколько основных параметров, на которые следует ориентироваться.

Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.

Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

Также обучение проводится для достижения следующих целей:

  • Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;

  • Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.

Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

  • состав преподавателей;

  • насколько долго центр осуществляет свою деятельность;

  • стоимость курсов;

  • отзывы тех, кто уже проходил обучение.

Повышение квалификации директора по персоналу

На сегодняшний день сама парадигма работы с персоналом крайне изменилась, как и состояние рынка, его взаимодействие с обществом.

В любой сфере, где есть необходимость в высококвалифицированных сотрудниках, все более заметны проблемы с количеством и качеством претендентов на открывающиеся вакансии. Статистика показывает, что число подающих резюме сократилось в 3-4 раза, до финальных этапов отбора зачастую вообще никто из них не проходит. В силу этого наблюдается тенденция к выращиванию собственных сотрудников (и привлечению внешнего персонала только на стартовые должности), а концепция работы с персоналом — на удержание и долгосрочное сотрудничество.

Читайте также:  Какие документы для материнского капитала в 2023 году

И это лишь один пример, демонстрирующий довольно кардинальные изменения на кадровом рынке.

Сегодня нужен совершенно иной подход. HR должен не просто выполнять базовые кадровые функции, а знать бизнес от и до, понимать все его процессы и уметь выстраивать грамотную стратегию подбора персонала/команды.

В российской действительности понимание функционала директора по персоналу зачастую сильно размыто, и чаще всего ассоциируется только с классическими задачами по обеспечению бизнеса сотрудниками:

  • формирование портретов должностей;
  • подбор и найм;
  • адаптация;
  • кадровое делопроизводство.

При этом в ситуации, когда к вопросу управления персоналом подходят системно, то в ведении HR-директора находятся как минимум еще два направления:

Развитие персонала:

  • Обучение;
  • Оценка и аттестация;
  • Работа с кадровым резервом.

Стратегия, организация бизнес-процессов:

  • Разработка и актуализация организационной структуры;
  • Разработка, внедрение и поддержка корпоративной культуры;
  • Разработка и внедрение систем мотивации.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Ф. Лалу. Открывая организации будущего.Москва, Изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2016 г.
  2. Ф. Глазл. Б. Ливехуд. Динамичное развитие предприятия. Калуга, «Духовное познание», 2000г.
  3. Н. Пфлегинг. Управление на основе гибких целей. Москва, изд. «Белый город», 2009.
  4. Р. Семлер. Выходные всю неделю. Москва, Изд. «Добра книга», 2007 г.
  5. Антикризис. Человеческий капитал – новые возможности компании. Выпуск 3. М.: Издательство Юрайт, 2009 г.
  6. Б.Ливехуд. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга: Духовное познание, 1994 г.
  7. Р. Шпренгер. Мифы мотивации. Пер. с нем. Калуга: «Духовное познание», 2004 г.

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а именно сети Интернет. Таким образом данное обучение можно назвать электронным обучением.

Дистанционные образовательные технологии (электронное обучение) закреплены в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)

Обучение проходит дистанционно.

  • Слушатель осваивает учебные программы без посещения учебного заведения. Это удобно для жителей отдалённых регионов страны.
  • Учебный материал представлен и доступен круглосуточно в электронном виде, а доступ к этим материалам обеспечивается техническими и программными средствами сети Интернет. Все обучение проходит на образовательном портале Института, где и размещены учебные материалы.
  • Слушатель изучает учебный материал, выполняет задания, сдает онлайн-тесты. Это можно делать в любое удобное для слушателя время.

Согласно приказу Министерства образования РФ № 4452, от 18 декабря 2002 г. дистанционное обучение не является формой обучения. Это технология. Таким образом можно пройти обучение на очной форме с применением дистанционных технологий и заочной форме с применением дистанционных технологий. Очная форма предполагает общение с преподавателем. Заочное – не предполагает живого общения с преподавателем. Отвечая на вопрос, правильно уточнить «Очно-заочная форма обучения с применением дистанционных технологий». В документах об образовании (дипломе, удостоверении) форма обучения никак не указывается.

Аббревиатура ДПО расшифровывается как «дополнительное профессиональное образование». Сегодня в России уровни и виды образования делятся на 3 вида:

— Общее образование (Среднее общее образование, которое охватывает детский сад, школу (с 1 по 11 класс)
— Основное профессиональное образование. Оно делится на среднее профессиональное (колледж, СПТУ) и высшее профессиональное образование (ВУЗы).
— Дополнительное профессиональное образование. Сюда входят курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, образовательные семинары.

Первые два вида рассматривают ступени образования. ДПО охватывает обучение специалистов в горизонтальной плоскости: внутри имеющейся ступени. То есть курсы ДПО не позволяют повысить свой уровень образования, например, имея среднее профессиональное образование нельзя получить высшее с помощью курсов переподготовки и повышения квалификации.

Читайте также:  Уход за престарелыми за квартиру в Москве

Другой пример, имея за плечами только среднюю школу, нельзя получить профессиональное образование с помощью курсов переподготовки. Зато курсы переподготовки позволяют лицам со средним профессиональным или высшим образованием сменить свою профессию.

Пройдя профессиональную переподготовку Вы получаете диплом равный по статусу второму высшему или второму средне-специальному образованию. Если слушатель проходит курс переподготовки на базе диплома о высшем профессиональном образовании, то в итоге он получит диплом о переподготовке равный по статусу диплому о втором высшем образовании. Точно такая же ситуация обстоит в случае, когда слушатель получает диплом о переподготовке на базе среднего профессионального образования – диплом равный по статусу второму среднему специальному образованию.

Переподготовка позволяет поменять не просто специальность в какой-либо области профессиональной деятельности, а полностью сменить профессию. При этом не нужно получать второе высшее образование. Второе высшее необходимо в том случае, когда специалист желает заниматься научной деятельностью по новой профессии.
Получить новую профессию на курсах переподготовки можно за 5-6 месяцев, а при втором высшем – от 3 лет и более.

Как повысить квалификацию членов команды?

Повышение квалификации в цифровом формате берет старт там, где начинается все хорошее обучение: с оценки потребностей в обучении.

Это хороший, внимательный взгляд на то, что ваши сотрудники уже знают и в чем они хотят расти.

И оценка потребностей в повышении квалификации также ставит цели, которые развивают таланты сотрудников на рабочем месте, устанавливая план и временные рамки для укрепления «слабых мест».

Затем разработайте план повышения квалификации с ориентацией на будущее. Существует сложный баланс между улучшением навыков для завершения текущей работы и ожиданием того, что может измениться в целом. Гибкие компании, которые отслеживают новые тенденции, в наибольшей степени способны справляться со взлетами и падениями в бизнесе.

Куда направить сотрудника для повышения квалификации

Образовательными учреждениями, занимающимися повышением квалификации, являются следующие:

  • Институты (региональные, отраслевые и так далее);
  • Академии (кроме тех, где получают высшее образование);
  • Школы и центры повышения квалификации.

Согласно условиям повышения квалификации персонала, все образовательные учреждения должны обладать соответствующей лицензией.

Но это требование не распространяется на:

  • Единоразовые семинары, стажировки и лекции, после посещения которых никакие документы не выдаются;
  • Если сотрудник обучался у специалиста, который обладает необходимой документацией.

В зависимости от критериев оценки и от того, как проходят курсы повышения квалификации, существуют разные формы обучения.

По месту проведения выделяют:

  • внешнее повышение квалификации, которое проводят сторонние организации на основе договоров об оказании образовательных услуг;
  • внутреннее повышение квалификации, которое проходит на рабочем месте.

По типу занятости различают обучение:

  • без отрыва от места работы;
  • с частичным отрывом от выполнения рабочих обязанностей;
  • с полным отрывом от работы;
  • в виде стажировки.

По форме организации процесса обучение может быть:

  • очным;
  • заочным;
  • очно-заочным;
  • дистанционным.

По времени проведения занятия бывают:

  • дневными;
  • вечерними;
  • по выходным дням;
  • по согласованию.

В зависимости от целевой группы курсы могут быть предназначены для:

  • руководителей разных уровней;
  • рядовых квалифицированных сотрудников;
  • обслуживающего персонала;
  • молодых специалистов;
  • всех работников компании.

Целевые группы в различных организациях отличаются по специфике деятельности.

Технологическое развитие привело к росту числа квалифицированных и наукоемких работ и потребности в специалистах, обученных соответствующим образом. Недостаток квалифицированных кадров сдерживает развитие бизнеса, однако это вполне естественное явление, вызванное временным расхождением в развитии новых технологий и процессов и обучения им кадров. Осуществить переподготовку работников старшего возраста часто можно гораздо быстрее. Очевидно, первым шагом в преодолении несовершенства навыков должно стать использование существующих кадров и их умений.

Читайте также:  Единовременное пособие при рождении ребенка в 2023 году в Башкирии безработным

Сиюминутные последствия отсутствия необходимых навыков вполне очевидны, однако отсроченный эффект пренебрежительного отношения к повышению квалификации персонала может проявиться, когда ситуация станет критической. Традиционно, когда у компании большой «портфель заказов», руководство не находит времени на обучение персонала; вместе с тем, когда дел становится меньше, на обучение зачастую не хватает денег. Исследования показывают, что наибольших успехов добиваются те организации, которые систематически занимаются повышением квалификации своих сотрудников и расходуют на обучение достаточно средств. Расширяя внутренние возможности и повышая гибкость кадров, компания предотвращает дефицит квалифицированных сотрудников и меньше подвержена краткосрочным изменениям в экономике.

Организация процесса повышения квалификации

Повышение квалификации специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, органами по вопросам занятости.

К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (институты усовершенствования) отраслевые, межотраслевые, региональные, организованные в (при) образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры органов по вопросам занятости, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники организаций проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

Образовательные программы повышения квалификации специалистов могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры и др.) и образовательных учреждений среднего профессионального образования — курсы повышения квалификации специалистов организаций.

По окончании обучения образовательное учреждение обязано представить организации акт об оказанных услугах. В нем должны быть зафиксированы период обучения, наименование программы обучения и его стоимость. При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав валовых затрат ежеквартально.

В зависимости от количества учебных часов работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме 100 часов.

Сведения о результатах повышения квалификации специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы.

При направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Так, за работниками организаций независимо от форм собственности, направленным на курсы повышения квалификации с отрывом от производства, сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы на время их обучения.

Обязательное повышение квалификации согласно закону

Для некоторых профессий законодательством предусмотрено обязательное повышение квалификации. Организация повышения квалификации работников возлагается на работодателя. Отправляя работника на обучение, он обязан сохранить его рабочее место, освободить от должностных обязанностей на период подготовки и выплатить среднюю заработную плату за этот период.

Обязательное повышение квалификации проходят:

  • медицинские работники;
  • педагоги;
  • работники железнодорожного транспорта, если их деятельность связана с движением поездов;
  • водители автомобильного и городского электрического транспорта;
  • охранники.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *