ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С СОСТАВЛЕНИЕМ ОБВИНИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ С СОСТАВЛЕНИЕМ ОБВИНИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (в исключительных случаях — следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. В случае сложности или большого объема уголовного дела дознание может быть поручено группе дознавателей в порядке ст. 223.2 УПК.

Дознание в общем порядке

Дознание производится по делам небольшой и средней тяжести, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, с учетом относительно невысокой общественной значимости и незначительной степени сложности их раскрытия. Предварительное следствие для установления обстоятельств их совершения может не производиться, если это не признает необходимым прокурор (ч. 4 ст. 150 УПК). В соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание проводится по тем же правилам, что и предварительное следствие, за исключением некоторых процессуальных особенностей, регламентированных гл. 32 УПК.

Иные положения обвинительного акта

Сноски на тома и листы уголовного дела обязательно указываются в обвинительном акте и в обвинительном заключении. Уголовное дело имеет определенный номер. В обвинительном акте обозначены время и место его написания, прокурор и подразделение прокуратуры, в которое он поступает вместе с уголовным делом.

Замечание 3

Обвинительный акт визируется лицом, проводящим предварительное расследование в форме дознания и формирующим данный акт.

Итоговый документ по обвинению в ходе предварительного расследования должен в себя включать перечень граждан стороны защиты и обвинения, которым необходимо явиться на судебный процесс, адреса и места нахождения этих граждан.

Также обязательно наличие справки, прилагающейся к обвинительному акту, в которой указаны:

  • время проведения дознавательных действий;
  • меры пресечения подозреваемых, где оговорены сроки ограничения свободы;
  • перечислены вещдоки;
  • гражданский иск;
  • проведенные мероприятия, связанные с исковым заявлением;
  • вероятное лишение собственности;
  • судебные издержки;
  • проведенные мероприятия по реализации прав лиц, находящихся на иждивении у пострадавшего или обвиняемого;
  • тома и листы уголовного дела.

Окончание предварительного расследования — это завершающий этап стадии предварительного расследования. На этом этапе совершается ряд процессуальных действий, направленных на оценку всех собранных по делу доказательств, осуществляются восполнение пробелов проведенного расследования, оформление материалов уголовного дела, формулирование и обоснование окончательных выводов. При окончании предварительного расследования следователь или дознаватель анализируют и оценивают все материалы уголовного дела, проверяют полноту, всесторонность и объективность исследования обстоятельств совершенного преступления. Придя к убеждению, что в процессе расследования использованы все предусмотренные законом возможности для установления истины по делу, доказаны все необходимые обстоятельства, они прекращают производство следственных действий и сбор доказательств, систематизируют материалы дела и принимают решение о дальнейшем его направлении. Закон предусматривает три формы окончания предварительного следствия: 1) составление обвинительного заключения и направление дела прокурору; 2) прекращение уголовного дела; 3) составление постановления о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера. Дознание заканчивается: 1) составлением обвинительного акта и направлением дела прокурору; 2) прекращением уголовного дела. Поскольку дознание не производится по делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим заболеванием после совершения преступления, оно не может закончиться направлением дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Прекращение уголовного дела — это окончание предварительного расследования при наличии обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по делу либо оснований для освобождения лица от уголовной ответственности. В новый УПК РФ введено также понятие «прекращение уголовного преследования», означающее прекращение уголовного дела только в отношении конкретного лица. При этом расследование уголовного дела в целом может быть продолжено. В соответствии со ст. 212 УПК РФ основаниями прекращения уголовного дела и уголовного преследования являются обстоятельства, предусмотренные в ст. 24-28 УПК РФ. Основания, предусмотренные ст. 24 и 27 УПК РФ, были рассмотрены в главе «Возбуждение уголовного дела», поскольку при наличии хотя бы одного из них уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению. Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования. А в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых прекращению подлежит также и уголовное дело, за исключением тех случаев, когда установлена их непричастность, а преступление осталось нераскрытым. Статьи 25, 26, 28 УПК РФ предусматривают следующие основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования. 1. Примирение сторон. Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласил прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении обвиняемого или подозреваемого, если: 1) он впервые совершил преступление; 2) примирился с потерпевшим и загладил причиненный вред; 3) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести. В данном случае речь идет о прекращении дел публичного и частно-публичного обвинения. Если же примирение обвиняемого с потерпевшим состоялось по делу частного обвинения, то основанием для его прекращения является ч. 2 ст. 20 УПК РФ. 2. Изменение обстановки. Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении обвиняемого или подозреваемого, если: 1) он впервые совершил преступление; 2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести; 3) вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными; 4) данное лицо не возражает против прекращения уголовного дела по этому основанию. К числу существенных изменений обстановки относятся перемены объективного характера, вследствие которых ранее совершенное преступление утрачивает общественную опасность. Например, в период так называемой «перестройки» (начало 90-х годов прошлого века) еще существовала уголовная ответственность за спекуляцию и коммерческое посредничество, однако в результате изменений в экономическом укладе страны данные деяния потеряли общественную опасность и, как правило, такие уголовные дела не возбуждались или прекращались в связи с изменением обстановки. Кроме того, само лицо может потерять общественную опасность, например, в связи с призывом его в армию, тяжелым заболеванием и т.д. 3. Деятельное раскаяние. Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении обвиняемого или подозреваемого, если: 1) он впервые совершил преступление; 2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести; 3) лицо деятельно раскаивается в содеянном; 4) данное лицо не возражает против прекращения уголовного преследования по этому основанию. О деятельном раскаянии свидетельствуют: а) добровольная явка с повинной; б) способствование раскрытию преступления; в) возмещение и заглаживание вреда, причиненного преступлением. Статья 427 УПК РФ предусматривает еще одно основание прекращения уголовного преследования — применение в отношении несовершеннолетнего принудительной меры воспитательного воздействия. Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, если: 1) он впервые совершил преступление; 2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести; 3) его исправление может быть достигнуто без применения наказания; 4) несовершеннолетний и его законный представитель не возражают против прекращения уголовного преследования по этому основанию. Прекратив уголовное преследование по данному основанию, прокурор, следователь или дознаватель возбуждает перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия, после чего материалы уголовного дела направляются в суд. Принудительные меры, которые могут быть назначены несовершеннолетнему, перечислены в ст. 90 УК РФ: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Контроль за исполнением назначенной принудительной меры воспитательного воздействия возлагается на специализированный государственный орган. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной меры воздействия она может быть отменена судом по представлению указанного государственного органа. В этом случае производство по уголовному делу возобновляется в общем порядке. До прекращения уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным в ст. 25, 26, 28, 427 УПК РФ обвиняемому или подозреваемому должны быть разъяснены основание прекращения и право возражать против прекращения по этому основанию. Все основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования можно подразделить на две группы: 1) реабилитирующие и 2) нереабилитирующие. К первой группе относятся обстоятельства, свидетельствующие о невиновности лица: а) отсутствие события преступления; б) отсутствие состава преступления; в) непричастность обвиняемого (подозреваемого) к совершению преступления. При установлении этих обстоятельств уголовное дело (преследование) подлежит обязательному прекращению и, кроме того, в соответствии с гл. 18 УПК РФ должны быть приняты меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного в результате уголовного преследования. Все остальные основания относятся ко второй группе. Они не свидетельствуют о невиновности лица, т.е. не реабилитируют его. Установление большинства из этих оснований не влечет автоматического прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Такое решение может быть принято следователем с учетом всех обстоятельств дела при соблюдении условий прекращения, отсутствии возражений со стороны обвиняемого (подозреваемого), а в некоторых случаях — с согласия других лиц (родственников умершего обвиняемого, потерпевшего, прокурора, Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда, квалификационной коллегии судей и т.д.).

Статья 223. Порядок и сроки дознания

1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 — 29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Читайте также:  Для чего требуется подача встречного иска в гражданском процессе

2. Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса.

3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

3.1. Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 настоящего Кодекса.

3.2. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет начальнику органа дознания. При этом в случае истечения срока дознания прокурор устанавливает срок дополнительного дознания не более 10 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

3.3. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу необоснованным, начальник подразделения дознания выносит мотивированное постановление о его отмене и возобновлении производства дознания, а в случае возникновения оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 211 настоящего Кодекса, — о его возобновлении. При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается прокурором до 10 суток на основании ходатайства начальника подразделения дознания. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

5. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

6. Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в порядке, установленном частями третьей — пятой настоящей статьи.

Сроки дознания короче, чем сроки предварительного следствия. По общему правилу дознание в полном объеме производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Однако в случае необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток, а если дознание предполагает проведение большого объема процессуальных и следственных действий либо производство судебной экспертизы, назначенной по делу, срок дознания может быть продлен прокурором города или района (военным прокурором, приравненным к ним) либо их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ или приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Сокращенное дознание должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме.

В случаях, когда необходимо пересоставить обвинительное постановление, а в виду большого объема следственных и иных процессуальных действий, в установленный срок это сделать не представляется возможным, срок дознания может быть продлен прокурором до 20 суток.

О продлении срока дознания дознаватель в письменном виде уведомляет подозреваемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя.

Окончание предварительного расследования – это завершающий этап стадии предварительного расследования.
На этом этапе совершается ряд процессуальных действий, направленных на оценку всех собранных по делу доказательств, осуществляются восполнение пробелов проведенного расследования, оформление материалов уголовного дела, формулирование и обоснование окончательных выводов.
При окончании предварительного расследования следователь или дознаватель анализируют и оценивают все материалы уголовного дела, проверяют полноту, всесторонность и объективность исследования обстоятельств совершенного преступления. Придя к убеждению, что в процессе расследования использованы все предусмотренные законом возможности для установления истины по делу, доказаны все необходимые обстоятельства, они прекращают производство следственных действий и сбор доказательств, систематизируют материалы дела и принимают решение о дальнейшем его направлении.
Закон предусматривает три формы окончания предварительного следствия:
1) составление обвинительного заключения и направление дела прокурору;
2) прекращение уголовного дела;
3) составление постановления о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
Дознание заканчивается:
1) составлением обвинительного акта и направлением дела прокурору;
2) прекращением уголовного дела.
Поскольку дознание не производится по делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим заболеванием после совершения преступления, оно не может закончиться направлением дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Дознание в общем порядке

Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (в исключительных случаях — следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. В случае сложности или большого объема уголовного дела дознание может быть поручено группе дознавателей в порядке ст. 223.2 УПК.

Дознание производится по делам небольшой и средней тяжести, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, с учетом относительно невысокой общественной значимости и незначительной степени сложности их раскрытия. Предварительное следствие для установления обстоятельств их совершения может не производиться, если это не признает необходимым прокурор (ч. 4 ст. 150 УПК). В соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание проводится по тем же правилам, что и предварительное следствие, за исключением некоторых процессуальных особенностей, регламентированных гл. 32 УПК.

К особенностям этой формы предварительного расследования от носятся: сроки дознания, процедура направления уведомления о подозрении в совершении преступления, особенности применения к подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу и специфические формы окончания дознания.

Сроки дознания. Для осуществления дознания законодатель так же, как и для следствия, устанавливает определенные процессуальные сроки. С учетом характера уголовных дел, подлежащих расследованию в этой форме, и упрощенной процедуры производства сроки дознания менее длительны, чем сроки предварительного следствия. Согласно ч. 3 ст. 223 УПК изначально установленный срок дознания составляет 30 суток. При невозможности окончить дознание в этот срок он может быть продлен прокурором еще на 30 суток.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором районного уровня или его заместителем до шести месяцев. И наконец, в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи, направленного в порядке ст. 453 УПК, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ или приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Условия соблюдения сроков дознания и порядок их продления аналогичны соответствующим положениям предварительного следствия и регламентируются ст. 162 УПК. Различия заключаются только в двух следующих аспектах: во-первых, решение о продлении сроков дознания находится в ведении прокурора; во-вторых, срок дознания имеет установленный законом предел (6 или 12 месяцев). Поэтому если срок дознания полностью истек, а дознаватель не смог выполнить все необходимые следственные действия и закончить досудебное производство, то в этой ситуации представляется логичной смена формы предварительного расследования — передача уголовного дела следователю.

Направление уведомления о подозрении в совершении преступления. Для дознания, помимо трех общих процедур (п. 1—3 ч. 1 ст. 46 УПК), предусмотрена еще одна специфическая процедура закрепления за лицом статуса подозреваемого — направление уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 2231 УПК). Данный механизм служит процессуальной альтернативой предъявления обвинения. Он используется в том случае, если уголовное дело не было возбуждено в отношении конкретного лица, если это лицо ранее не задерживалось по подозрению в совершении преступления и если ему не избиралась мера уголовно-процессуального пресечения.

Так, в случае если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему соответствующие права, предусмотренные ст. 46 УПК. О вручении уведомления и разъяснении прав составляется протокол. В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить его по существу подозрения. В уведомлении о подозрении в со вершении преступления должны быть указаны: 1) дата и место его составления; 2) фамилия и инициалы дознавателя; 3) фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения; 4) описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию; 5) пункт, часть, статья УК, предусматривающие ответственность за данное преступление. При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными нормами уголовного закона, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из норм уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления направляется прокурору.

Особенности применения к подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу. В процессе дознания при наличии достаточных к тому оснований в отношении подозреваемого может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Порядок решения этого вопроса, и в частности судебной процедуры его рассмотрения, регламентируется общими правилами, установленными ст. 108 УПК, за исключением одной особенности, предполагающей направление в суд соответствующего ходатайства дознавателя только с согласия прокурора (ч. 1 ст. 224 УПК).

В случае заключения подозреваемого под стражу дознание по уголовному делу должно быть закончено не позднее 10 суток с момента принятия судом такого решения (ч. 2 ст. 224 УПК). Данное процессуальное положение обусловлено общими требованиями, предъявляемого дела. В связи с отменой этого положения потребовалась дополнительная правовая процедура, позволяющая признать подозреваемым лицо уже в процессе осуществления дознания.

Читайте также:  На машину упало дерево, столб, билборд... С кого получать компенсацию?

В какие сроки рассматриваются уголовные дела

Многие заинтересованные лица часто пытаются узнать, сколько рассматривается уголовное дело на всех этапах его производства – от возбуждения и до вынесения приговора. Время на судопроизводство в уголовной практике регулируется ст. 233 УПК РФ и подразделяется на 3 следующих критерия, в соответствии с которыми рассматриваются все преступления:

  • Максимальное время проведения всех процессуальных мероприятий не может выходить за рамки 12-месячного периода.
  • В случае, если дело рассматривается в первый раз либо в частном или ускоренном порядке проведение всех процессуальных действий может быть сокращено до 3 месяцев до вынесения соответствующего приговора или иного определения.
  • Исчисляемый в общем случае 2-месячный период, отведённый для проведения следственных мероприятий, также включается в срок рассмотрения дела в уголовной плоскости.

Важно! В ходе заседания судебной инстанции представитель власти имеет право переносить заседание сколько угодно раз и возобновлять любые сроки, направлять дело на доработку в органы прокуратуры, к следователям или дознавателям, так как приговор суда по уголовному делу является очень ответственным решением, и сроки рассмотрения дела на окончательный вердикт влияют мало.

Любое ли нарушение требований уголовно-процессуального закона является основанием для возвращения уголовного дела прокурору?

«За прокурором стоит закон, а за адвокатом — человек со своей судьбой, со своими чаяниями, и этот человек взбирается на адвоката, ищет у него защиты, и очень страшно поскользнуться с такой ношей» (Федор Плевако).

На самом деле так и есть, Доверители обращаясь к адвокату за юридической помощью возлагают на него большие надежды.

Адвокат, в свою очередь, принимая на себя оказание помощи Доверителю обязан оказывать ее профессионально и в соответствии с законом на любой стадии и пресекать нарушения закона.

Примерно пол года назад ко мне обратился Доверитель для того чтобы я был его защитником, так как он обвиняется в совершении двух преступлений. Одно это ч. 2 ст. 145.1 УК РФ, а другое это ч. 1 ст. 201 УК РФ. Ко мне он обратился когда уже происходило ознакомление с материалами уголовного дела в порядке ст. 217 УПК РФ.

Прибыв к следователю для вступление в уголовное дело в качестве защитника, а также для последующего ознакомления с материалами уголовного дела, следователь своим ПОСТАНОВЛЕНИЕМ (БЕЗ САНКЦИИ СУДА!!!) ограничивает меня в ознакомлении с материалами уголовного дела, обоснованная это тем, что защитник, который оказывал юридическую помощь Доверителю до меня, ограничен судом в ознакомлении с материалами уголовного дела. Несмотря на то, что я не был ограничен в ознакомлении с материалами дела, следователь уведомил об окончании выполнения ст. 217 УПК РФ, так как истек срок ознакомления с материалами дела предыдущего защитника, установленный судом. В последующем моему Доверителю пришло уведомление о необходимости явки к следователю для получения обвинительного заключения. Так как Доверитель фактически проживает в другом городе, получать обвинительное заключение он пришел к следователю, который фактически и вызвал для его получения, то есть в своем городе. Прибыв на место, следователь предоставил ему скан первой и последней страницы обвинительного заключения, а само обвинительное заключения, которое как оказалось содержало более 100 страниц, предоставлено ему на флешке. Несмотря на то, что фактически Доверитель не получал копию обвинительного заключения, мной в установленный срок (трое суток) подано ходатайство о проведении предварительного слушания, так как имеются существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, которые являются основанием для возвращения уголовного дела прокурору.

В качестве оснований я указал следующее (краткое перечисление):

1. Следователем не был составлен протокол, предусмотренный ст. 218 УПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 218 УПК РФ по окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь составляет протокол в соответствии со ст.ст. 166 и 167 УПК РФ. В протоколе указываются даты начала и окончания ознакомления с материалами уголовного дела, заявленные ходатайства и иные заявления.

В протоколе делается запись о разъяснении обвиняемому его права, предусмотренного ч. 5 ст. 217 УПК РФ, и отражается его желание воспользоваться этим правом или отказаться от него (ч. 2 ст. 218 УПК РФ).

Так как протокол не составлялся, моему Доверителю не были разъяснены права, предусмотренные ч. 5 ст. 217 УПК РФ, а это в соответствии со ст. 237 УПК РФ является безусловным основанием для возвращения уголовного дела прокурору.

2. Обвинительное заключение составлено с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства.

Согласно фабуле обвинения по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ, органом предварительного следствия указаны 100 потерпевших, работников предприятия.

Между тем, в списке в приложении к обвинительному заключению, в нарушении требований ч. 4 ст. 220 УПК РФ, указаны лишь 80 потерпевших. Сведения о 20 потерпевших отсутствуют.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.

2010 N 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» в соответствии с законом потерпевший, являясь физическим лицом, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, либо юридическим лицом в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации, имеет в уголовном процессе свои собственные интересы, для защиты которых он в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения наделен правами стороны.

В силу ч. 1 ст. 42 УПК РФ лицо, которому преступлением причинен вред, приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом права и обязанности с момента вынесения дознавателем, следователем, руководителем следственного органа или судом постановления о признании его потерпевшим.

Из обвинительного заключения следует, что потерпевшими признаны 100 работников, тогда как в списке лиц указано всего 80 работников.

В соответствии с п. 1, 3 ч. 4 ст. 47 УПК РФ обвиняемый вправе знать, в чем он обвиняется, давать показания по предъявленному ему обвинению. Одним из обязательных обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ является характер и размер вреда, причиненного преступлением.

В соответствии с ч. 8 ст. 172 УПК РФ следователь вручает обвиняемому и его защитнику копию постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 175 УПК РФ если в ходе предварительного следствия появятся основания для изменения предъявленного обвинения, то следователь в соответствии со ст. 171 УПК РФ выносит новое постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и предъявляет его обвиняемому в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 173 УПК РФ следователь допрашивает обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения. Обвиняемый допрашивается по существу предъявленного обвинения.

Указанные процессуальные права и обязанности в своей совокупности, являются неотъемлемыми составляющими права на защиту обвиняемого в ходе уголовного производства.

Согласно ч. 4 ст. 220 УПК РФ список подлежащих вызову в судебное заседание лиц прилагается к обвинительному заключению и является, по сути, его составной частью. Отсутствие такого списка, либо его неполнота означают, что обвинительное заключение составлено с нарушением уголовно-процессуального закона и поэтому может служить основанием для возвращения дела прокурору.

Например, отсутствие в списке лиц, подлежащих обязательному вызову в судебное заседание, а к таковым относятся стороны по делу (например, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их законные представители), в ряде случаев являлось дополнительным основанием для принятия районными судами решения о возвращении дела прокурору по п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ.

Из материалов уголовного дела следует, что Доверителю обвинение в окончательной редакции предъявлено 10 мая 2018 года, и в данном обвинении указано 100 работников (потерпевших). Более обвинение не перепредъявлялось, новое постановление о привлечении в качестве обвиняемого не выносилось.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 г. № 28 «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству» при решении вопроса о возвращении уголовного дела прокурору по основаниям, указанным в ст.

237 УПК РФ, под допущенными при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта нарушениями требований уголовно-процессуального закона следует понимать такие нарушения изложенных в статьях 220, 225 УПК РФ положений, которые служат препятствием для принятия судом решения по существу дела на основании данного заключения или акта.

Под допущенными при составлении обвинительного заключения нарушениями требований уголовно-процессуального закона следует понимать нарушения положений ст.ст. 220, 225 УПК РФ, при которых обвинение, изложенное в обвинительном заключении, не соответствует обвинению, изложенному в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2003 г. № 18-П, ч.1 ст.

Согласно положениям разд. IX УПК подготовительные действия к судебному заседанию могут осуществляться либо судьей единолично, либо в порядке предварительного слушания дела с участием сторон.

Предварительное слушание назначается судьей в следующих случаях:

1) при наличии ходатайства стороны об исключении доказательств;

2) при наличии оснований для возвращения уголовного дела прокурору;

3) при наличии оснований для приостановления или прекращения дела;

4) при наличии ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК.

Порядок проведения предварительного слушания установлен ст. 234 УПК. Предварительное слушание производится единолично судьей с участием сторон в закрытом судебном заседании. Уведомление о вызове сторон должно быть направлено не менее чем за трое суток до дня проведения предварительного слушания. Предварительное слушание может быть проведено в отсутствие обвиняемого по его ходатайству либо при наличии оснований для проведения судебного разбирательства в порядке ч. 5 ст. 247 УПК. Неявка других своевременно извещенных участников производства по уголовному делу не препятствует проведению предварительного слушания.

Читайте также:  Может ли работодатель сократить предпенсионера

В ходе предварительного слушания ведется протокол.

При совершении подготовительных действий в любом случае должны быть решены две группы вопросов: первая связана с проверкой оснований для назначения судебного заседания, вторая – с подготовкой рассмотрения дела в судебном заседании, если судья принял соответствующее решение.

Первую группу составляют следующие вопросы (ст. 228 УПК):

1) подсудно ли уголовное дело данному суду;

2) вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта;

3) подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения;

4) подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы;

5) приняты ли меры, обеспечивающие возмещение вреда, причиненного преступлением, и возможную конфискацию имущества;

6) имеются ли основания для проведения предварительного слушания?

Приняв решение о назначении судебного заседания, судья разрешает вторую группу вопросов, связанных с обеспечением рассмотрения дела по существу (ст. 231 УПК):

1) о месте и времени судебного разбирательства;

2) рассмотрении уголовного дела единолично или коллегиально;

3) назначении защитника в случаях его обязательного участия;

4) вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами;

5) рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании;

6) мере пресечения, за исключением случаев избрания меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу.

Судебное следствие (гл. 37 УПК) является центральной частью судебного разбирательства, так как именно здесь исследуются те доказательства, которые затем суд положит в обоснование приговора. Оно начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, после чего председательствующий спрашивает у подсудимого, понятно ли ему обвинение и признает ли он себя виновным.

Порядок исследования доказательств в судебном следствии определен ст. 274 УПК: первой представляет доказательства суду сторона обвинения, затем – сторона защиты. Порядок исследования конкретного доказательства определяется стороной, представившей данное доказательство.

Допрос подсудимого при согласии им дать показания начинает защитник и другие участники процесса со стороны защиты, затем – государственный обвинитель и иные участники судебного разбирательства со стороны обвинения. Суд задает вопросы подсудимому после его допроса сторонами. С разрешения председательствующего подсудимый вправе дать показания в любой момент судебного следствия (ст. 274, 275 УПК).

Допрос потерпевшего осуществляется вначале стороной обвинения, затем – стороной защиты. Потерпевший с разрешения председательствующего может дать показания в любой момент судебного следствия (ст. 277 УПК).

Свидетели допрашиваются порознь, в отсутствие недопрошенных свидетелей. Первой допрашивает свидетеля та сторона, по ходатайству которой он вызван в судебное заседание. Суд допрашивает свидетеля после его допроса сторонами (ст. 278 УПК).

При необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его родственников и иных близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос вне визуального наблюдения другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление.

В случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо для установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить им возможность ознакомления с указанными материалами.

Допрос эксперта, давшего заключение в ходе предварительного расследования, для разъяснения или дополнения данного им заключения осуществляется судом по ходатайству сторон или по собственной инициативе. После оглашения заключения эксперта ему могут быть заданы вопросы сторонами. При этом первой вопросы задает сторона, по инициативе которой была назначена экспертиза.

По собственной инициативе или по ходатайству сторон суд может назначить судебную экспертизу, в том числе дополнительную или повторную. Вопросы на разрешение эксперта формулируются судом с учетом мнения сторон (ст. 283 УПК).

Осмотр вещественных доказательств производится в любой момент судебного следствия по ходатайству сторон. Лица, которым предъявлены вещественные доказательства, вправе обращать внимание суда на обстоятельства, имеющие значение для дела (ст. 284 УПК).

Оглашение протоколов следственных действий и иных документов осуществляется по решению суда полностью или частично, если в них изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие значение для дела. Протоколы и документы оглашаются стороной, которая ходатайствовала об их оглашении, либо судом (ст. 285 УПК).

Документы, представленные в судебное заседание сторонами или истребованные судом, могут быть по решению суда исследованы и приобщены к делу.

Суд с участием сторон, а при необходимости и с участием свидетелей, эксперта и специалиста может провести осмотр местности и помещения.

В ходе судебного следствия может быть осуществлено предъявление для опознания, проведены следственный эксперимент и освидетельствование (ст. 288–290 УПК).

По завершении исследования представленных сторонами доказательств председательствующий опрашивает стороны, желают ли они дополнить судебное следствие. В случае заявления ходатайства о дополнении судебного следствия суд обсуждает и разрешает его.

После разрешения ходатайств и выполнения связанных с этим необходимых судебных действий председательствующий объявляет судебное следствие оконченным.

Судебное следствие может быть возобновлено, если участники прений сторон или подсудимый в последнем слове сообщат о новых обстоятельствах, имеющих значение для дела, или заявят о необходимости предъявить суду для исследования новые доказательства. По окончании возобновленного судебного следствия суд вновь открывает прения сторон и предоставляет подсудимому последнее слово (ст. 294 УПК).

Понятие эффективности правого регулирования окончания дознания с обвинительным актом и ее критерии

Проблема определения понятия эффективности1 правового регулирования традиционно является в отечественной науке предметом дискуссий. С общетеоретической позиции понятие механизма правового регулирования ис-следовал С.С. Алексеев . В настоящее время эффективность правовых норм связывают: с их потенциальной способностью оказывать влияние на общественные отношения в определенном направлении; с результативностью действия норм права (А.С. Пашков, Д.М. Чечот, М.Д. Шаргородский и др.); с соотношением между заключенной в правовой норме целью и полученным результатом (В.В. Лунев, Л.И. Спиридонов, Ф.Н. Фаткуллин, Л.С. Явич и др.). Есть мнение, что в современных условиях эффективность права определяется не достижением заданных целей, а в выражении и согласовании социальных интересов (В.В. Лапаев); в обеспечении максимально возможной всеобщей меры свободы для соответствующей сферы общественных отношений (B.C. Нерсе-сянц)3.

Учитывая современное понимание закона в условиях формирующейся правовой государственности, эффективность закона измеряется, как правило, его вкладом в укрепление правовых начал государственной и общественной жизни, в формирование и развитие элементов свободы в общественных отношениях, в реализацию прав и свобод человека и гражданина.

По мнению специалистов теории права, этап построения количественных характеристик правовой системы России пройден. Наступает бесконечный период совершенствования качественных параметров действующего позитивного права, что позволит ему стать фактором эффективного воздействия на улучшение результатов осуществления субъектами права всей гаммы общественных отношений.

Хотя в науке уголовного процесса нет единства в понимании «эффективности правового регулирования»1, тем не менее, как правильно замечает П.С. Элькинд, важнейшим показателем результативности правового регулирования является достижение социальных целей уголовно-процессуального права. «Эффективность права, однако, нельзя сводить только к соответствию между его целью и достигнутым результатом» . «Цель не может оправдывать средства…», — справедливо заметил А.Ф. Кони3. «Искусство законодателя состоит в том, чтобы правильно перевести социальные потребности на язык права.. .»4.

Очевидно, что УПК РФ, создававшийся в спешке, с целью предотвращения наиболее серьезных негативных последствий в сфере уголовного судопроизводства в постсоветской России, сейчас нуждается в определенных изменениях.

«Законодательство, — пишет А.В. Петров, — представляет собой запутанное, несистематизированное, хаотическое нагромождение актов федерального и регионального уровней, находящихся в состоянии перманентной коллизии… Говорить о таком понятии, как эффективность законодательства, стало просто не принято»5. И, тем не менее, изучение любого правового института целесообразно, в первую очередь, в связи с его эффективностью как регулятора общественных отношений.

Эффективность дознания, и его завершающего этапа в частности, требует специального изучения, т.к. дознание в отличие от предварительного следствия имеет свои специфические черты, которые не могут не отражаться на характере и процессуальном порядке деятельности.

1. Уголовное преследование, осуществляемое в ходе дознания, имеет всегда персонифицированный характер. То есть объем и характер имеющейся информации о виновном к моменту возбуждения уголовного дела должен быть исчерпывающим — должно быть установлено конкретное лицо, подозреваемое в совершении преступления.

2. Решение, принимаемое по окончании дознания по делам частного обвинения, полностью зависит от позиции потерпевшего или его законного представителя. Выбор формы окончания дознания дознавателя (следователя) осуществляется с учетом позиции потерпевшего или его законного представителя, подозреваемого или обвиняемого и требует согласования с прокурором, т.к. дознание проводится по делам небольшой и средней тяжести, по которым возможно примирение сторон.

3. Кроме того, исследования механизма уголовного преследования1, показывают наличие оснований для спецификации форм обвинительной деятельности в рамках предварительного следствия и дознания.

Статья 226.6. УПК РФ. Срок дознания в сокращенной форме

  1. Дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. В этот срок включается время со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме до дня направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением.
  2. В случаях, предусмотренных частью девятой статьи 226.7 настоящего Кодекса, срок дознания, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен прокурором до 20 суток. Постановление о продлении срока дознания в сокращенной форме должно быть представлено прокурору не позднее чем за 24 часа до истечения срока, установленного частью первой настоящей статьи.
  3. О продлении срока дознания в сокращенной форме дознаватель в письменном виде уведомляет подозреваемого, его защитника, потерпевшего и его представителя.
  4. В случае прекращения дознания в сокращенной форме и продолжения производства по уголовному делу в общем порядке срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *