Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какова ответственность за ввоз вывоз незадекларированного товара». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К юристам нашего Центра обратился клиент с вопросом о его порядке действий в следующей ситуации. Покупателем были приобретены и оплачены товары у иностранного продавца. Товар был передан покупателю в указанном месте, но без документов, подтверждающих прохождение им процедуры таможенного оформления, и самих деклараций.
Как избежать нарушений и штрафов
Самая большая сложность заключается в составлении декларации. Даже если не искажать сведения преднамеренно, всегда есть риск допустить ошибку при заполнении. Единственный способ свести риск к минимуму – доверить заполнение документов лицензированному декларанту.
Однако содержать свой собственный штат декларантов дорого, далеко не для всех компаний это оправдано. Как же быть в этом случае?
Мы рекомендуем отдавать таможенное оформление на аусторсинг, обращаясь в компанию, которая специализируется на таможенном оформлении и обладает необходимым опытом и кадрами.
AKFA может выступить в качестве таможенного представителя при оформлении ваших грузов, гарантируя, что все процедуры будут соблюдены и груз выпустят в свободное обращение.
Обратите внимание! Специалисты AKFA заполняют декларацию, основываясь именно на тех исходных данных, которые вы нам предоставляете. Убедительная просьба: пожалуйста, не искажайте данные и удостоверьтесь в их точности! К вы узнали из этого материала, искажение сведений приводит к серьёзным последствиям!
Ответственность приобретателя за нарушения при ввозе товаров
27.12.2016
Ольга Евсеева Александр Косов
- Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что в связи с появлением права бесплатного доступа к официальной информации о выпуске товаров у добросовестных приобретателей усиливаются риски ответственности за нарушения таможенного законодательства, допущенные другими лицами при ввозе товаров.
- Последствия незаконного ввоза для приобретателей
- Возможность получения информации о выпуске товаров для приобретателей имеет значение в связи с предусмотренной таможенным законодательством солидарной обязанностью по уплате таможенных платежей.
Что смягчает ответственность
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение недекларирования либо недостоверного декларирования товаров, могут признать смягчающими следующие обстоятельства / ст. 4.2 КОАП РФ:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- добровольное прекращение противоправного поведения;
- добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
- оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
- добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
- Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.
Ответственность юридических и физических лиц
Ответственность предусматривается статьей №16.2 Кодекса Российской Федерации, далее по тексту КоАП, которая в свою очередь описывает случаи недостоверного декларирования товаров всех видов и предусмотренную за это ответственность. Сам перечень сведений (информации), которая в обязательном порядке должна присутствовать в таможенной декларации приводится в статье 124 ТК РФ, так же ограничивается сведениями. Которые важны для целей исчисления таможенных пошлин.
Согласно судебной практике, на сегодняшний день Арбитражный суд по Федеральному Сибирскому Округу подтвердил, что самое частое привлечение к административной ответственности Заявителя при декларировании соответствия происходит за недостоверно предоставленную информацию о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД).
Помимо этого, распространены случаи, при которых физическое или юридическое лицо не предприняли должных действий для декларирования товара, здесь речь идет о бездействии лиц. Самое распространенные ситуации связанные с бездействием встречаются с пассажирами (физ.лица), которые пересекая границу имели при себе оборудование или иной товар, который подлежит декларированию. В таких случаях таможенные службы вынуждены возбуждать дело по преднамеренному не декларированию товара.
Еще примером недостоверного декларирования может являться неверно указанная информация в самой декларации, или целенаправленная дезинформация, а именно, Заявитель в декларации указывает адрес изготовителя, перечень и наименования товара одни, а по факту при проверке на границе сотрудниками таможни выясняется, что юридическое или физическое лицо провозит еще один товар, который не указан в данной декларации, или наименования товара вообще не совпадают с действительностью, с тем, что указанно на самих коробках с товаром.
Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
Постановлением Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2012 г. N 28-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 настоящего Кодекса признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они предполагают возможность применения более высоких штрафных административных санкций в отношении юридических лиц, устанавливая тем самым для них повышенную ответственность за соблюдение таможенных правил при ввозе на таможенную территорию товаров, подлежащих декларированию, по сравнению с ответственностью физических лиц, ввозящих товары для личного пользования
1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Административная ответственность
Законодательством предусмотрена административная ответственность за следующие деяния:
- Не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
- Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
- Недекларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния – предусматривает штраф в размере от ½ до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискации предмета правонарушения (ст. 16.4 КоАП РФ).
Виды нарушений таможенных правил
- Незаконное переправка через границу Таможенного союза товаров, автомобилей международной перевозки. Данное правонарушение представляет собой действия, при которых лицо ввозит или вывозит товары, равно как и скрывает их при перемежении или же просто дезинформирует таможенный орган о количестве весе или иных характеристиках декларируемых товаров, перемещаемых через границу таможенной территории.
- Недекларирование, недостоверное декларирование товаров. При недекларировании или недостоверном декларировании товаров физическими лицами законом предусмотрена ответственность. К примеру, если вы возвращаетесь из заграничного отпуска и перевозите с собой наличные алкоголь или табак свыше разрешенных норм и не декларируете их — вас ждёт соответствующая санкция. Недекларирование, недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств. Данная статья отличается от предыдущей лишь предметом правонарушения: если вы собираетесь в отпуск за границу и перевозите с собой наличные деньги размером больше десяти тысяч долларов или же дорожных чеков при этом их не декларируя – вас ждёт соответствующая санкция.
- Несоблюдение запретов на ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и наоборот. При несоблюдении запретов, установленных международными договорами при перемещении их через границу в отношении определенных товаров установлена соответствующая санкция. Данная статья применяется, в случае если товары запрещены или ограничены к ввозу и вывозу. Например, экстремистская литература или ядовитые, токсичные вещества.
- Нарушение режима зоны контроля таможни. Вышеуказанный состав представляет собой несколько подвидов, нарушение зоны таможенного контроля может быть выражено в перемещении товаров, лиц или же в осуществлении хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, к примеру, открытие магазина беспошлинной торговли (дьюти фри).
- Непринятие мер при аварии или непреодолимой силы. Данная статья возлагает на перевозчика ответственность за непринятие мер по обеспечению сохранности товаров в случае аварии или стихийного бедствия, но только при условии, если перевозчик не мог предотвратить негативные такие последствия. Законодателем установлен особый порядок действий в случае если при перевозке декларируемых товаров происходит авария или стихийное бедствие и если данные действия не исполняются, то перевозчика ждут санкции.
- Представление недействительных документов для таможенных операций. Нарушением в данной статье является представление декларантами подложных документов или недостоверных сведений, которые повлекли за собой получение таможенной или налоговой выгоды: освобождение или снижение таможенных или налоговых платежей.
- Недоставка, утрата товаров или недоставка документов на них. Данная статья посвящена ответственности за утрату или недостачу товаров или документов при осуществлении таможенного транзита, то есть по пути следования грузов из пункта отправки в пункт назначения.
ВНИМАНИЕ: смотрите видео по теме споров с таможней и не забывайте подписаться на канал YouTube для возможности получать бесплатный совет таможенного адвоката в комментариях к роликам:
- Несоблюдение порядка таможенного транзита. Данная статья КоАП РФ посвящена ответственности за несоблюдение сроков, установленных таможенным органом товаров или документов при осуществлении таможенного транзита, то есть по пути следования грузов из пункта отправки в пункт назначения. Подробнее о помощи нашего адвоката при несоблюдении порядка таможенного транзита по ссылке.
- Уничтожение или изменение средств идентификации. Данной статьей охраняется нормальный порядок функционирования таможенных органов так как вследствие уничтожения, удаления, изменения, повреждения либо утраты средств идентификации, используемых таможенным органом влечет дестабилизацию и невозможность исполнять свои государственные функции. Подробнее о составе и помощь нашего административного адвоката по ст. 16.11 КоАП РФ по ссылке.
- Несоблюдение сроков таможенной декларации и документов. Данная статья направления для предупреждения нарушений по несоблюдению установленных законом сроков подачи полной таможенной декларации, при условии, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров. Более того данная статья устанавливает ответственность за неисполнение лицами, в том числе осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным, к примеру таможенных брокеров.
- Совершение операций с товарами без разрешения или уведомления таможенного органа. Данная статья предусматривает ответственность за совершение определенных действий без разрешения или уведомления таможенного органа. Такими операции являются разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка), а равно, как и взятие проб и образцов таких товаров, вскрытие помещений или других мест, где могут находиться такие товары, замена транспортного средства международной перевозки.
- Нарушение и операций порядка хранения товаров и операций с ним. В случае нарушения установленного законодателем порядка хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа, равно как и требований и условий помещения товаров на специальных таможенный режим: таможенный склад, склад временного хранения, иное место временного хранения, свободный склад.
- Непредставление таможенной отчетности. Настоящей статьей предусмотрена ответственность на непредставление отчетности, нарушение срока представления в таможенный орган отчетности, представление отчетности, содержащей недостоверные сведения. Под таможенной отчетностью понимается не только декларации, но и иные документы, установленные законодательством.
- Нарушение временного хранения товаров. Под нарушением сроков временного хранения товаров, законодатель подразумевает те сроки, которые были определены таможенным органом в конкретном документе, для данного вида товаров.
- Представление ненадлежащих документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации. В случае представления недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, при условии содержащихся в таких документах, влияют на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации, декларанта или перевозчика ждёт ответственность. Так как данные сведения могут повлиять на выпуск вывозимых товаров.
- Несоблюдение таможенной процедуры. Таможенная процедура представляет собой определенный процесс, которые чётко регламентирован в законодательстве. Поэтому заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования. Данной санкцией предусмотрена ответственность, как для граждан, так и для должностных лиц.
- Незаконное распоряжение условно выпущенного товара. Данная статья призвана защитить интересы декларантов и перевозчиков. Так как в случае пользования товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест, а также пользование условно выпущенных товаров, передача их во владение, в пользование, отчуждение либо распоряжение ими иным способом приведут к нарушению прав собственников данных товаров.
- Незаконное пользование товарами. Данная статья в отличие от предыдущей, призвана защитить интересы государственных органов. Так как в случае пользования товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами караются законами.
- Нарушение сроков оплаты таможенных платежей. При нарушении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, установленных законодательством. Декларанта ждут санкции.
- Незаконная деятельность в области таможенного вопроса. В данной статье приведены составы правонарушений, которые предусмотрены за совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в реестр таможенных представителей, либо включенным в указанный реестр на основании недействительных документов, либо исключенным из него. Статья призвана защитить интересы, как декларантов, так и должностных лиц совместно с профессиональным сообществом брокеров.
- Незаконные операции с автотранспортными средствами. Данный состав в отличие от предыдущих, отличается объектом охраны являются временно ввезенные транспортные средства, нарушение временного ввоза авто в РФ, их передача во владение или в пользование, продажа либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами.
№152. Административное дело. Статья 16.3 ч.1 КоАП РФ.
Общество с ограниченной ответственностью «….» (далее -общество1) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни (далее — таможня) от 19.03.2009 по делу об административном правонарушении № 10226000-270/2009, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Решением суда от 21.05.2008 в удовлетворении заявления отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанций и удовлетворить заявление о признании незаконным постановления таможни. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения. Таможня представила отзыв на кассационную жалобу. В судебном заседании представители таможни просили отказать в удовлетворении жалобы и оставить решение суда в силе.Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, общество 10.01.2007 подало в таможню грузовую таможенную декларацию № 10226020/230109/0001330 для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации по контракту от 15.09.2008 № L08/08 с (Литва) товара, в том числе товара № 7 — проката плоского из нелегированной стали, холоднокатаного, неплакированного, без гальванического и другого покрытия, в листах (изготовитель ЗАО «Запорожсталь», (Украина). При декларировании товара у общества была затребована копия лицензии Министерства экономики Украины на поставку плоского холоднокатаного проката производства ЗАО «Запорожсталь», (Украина). Требование таможенного органа о представлении лицензии было основано на положениях Соглашения между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики Украины о регулировании поставок плоского холоднокатаного проката, происходящего из Украины на таможенную территорию Российской Федерации от 21.06.2007 (далее — Соглашение). Отсутствие у декларанта указанной лицензии’ явилось основанием для запрещения выписка товара и составления таможней в отношении общества протокола от 25.02.2009 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ. Постановлением таможни от 19.03.2009 по делу об административном правонарушении № 10226000-270/2009 общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. Общество оспорило постановление таможни в судебном порядке. Суд пришёл к выводу о доказанности вменяемого обществу состава административного правонарушения и отказал в удовлетворении заявления.Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба общества подлежит удовлетворению в силу следующего. Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих Экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса. Указанная норма является отсылочной, поскольку не содержит перечня запретов и ограничений, которые должно соблюдать лицо при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя 1/з национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Федеральный закон № 164), в случаях, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федераций, касающихся в том числе: применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям. Данная норма согласуется с пунктом 1 статьи 131 ТК РФ, которая устанавливает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Согласно пункту 2 указанной статьи при декларировании товаров представляются, в том числе разрешения, лицензии, и сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Соглашение подписано между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики Украины, является международным договором межведомственного характера, заключено в целях регулирования экспорта холоднокатаного проката с таможенной территории Украины «на таможенную территорию Российской Федерации. Соглаш��ние предусматривает установление квот в период его действия (до 20.06.2010). Выпуск товара с таможенной территории Украины на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется на основании лицензии (статья 3), выдаваемой Министерством экономики Украины в пределах квот. Вместе с тем из материалов дела следует, что спорный товар ввозился на территорию Российской Федерации в соответствии с контрактом 15.09.2008 № L08/08 с литовской компанией и с территории Литвы. Общество не имеет договорных отношений с компаниями из Украины, которые в силу Соглашения могут осуществлять поставку (экспорт) спорного товара, происходящего из Украины (статья 6). Поскольку Соглашение регулирует вопросы экспорта холоднокатаного проката из Украины и не вводит каких — либо ограничений в отношении поставок холоднокатаного проката с территории других государств, нет оснований полагать, что Соглашение распространяется и на случаи поставок не с территории Украины. Кроме того, в силу положений Соглашения лицензия могла быть выдана Только на основании заключенного договора поставки с украинскими производителями (перечислены в Соглашении) или с уполномоченными экспортерами. Такие договорные отношения у общества отсутствуют. Доказательств обратного таможня не представила. При таких обстоятельствах требование таможенного органа о представлении копии лицензии Министерства экономики Украины общество не могло исполнить. Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к Административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее — АПК РФ). В данном случае таможня не доказала, что общество нарушило запрет на ввоз спорного товара. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения общества к административной ответственности за несоблюдение установленных ё соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является ошибочным, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, необходимые для разрешения дела, судом установлены, кассационная инстанция считает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Как избежать нарушений и штрафов
Самая большая сложность заключается в составлении декларации. Даже если не искажать сведения преднамеренно, всегда есть риск допустить ошибку при заполнении. Единственный способ свести риск к минимуму – доверить заполнение документов лицензированному декларанту.
AKFA может выступить в качестве таможенного представителя при оформлении ваших грузов, гарантируя, что все процедуры будут соблюдены и груз выпустят в свободное обращение.
Обратите внимание! Специалисты AKFA заполняют декларацию, основываясь именно на тех исходных данных, которые вы нам предоставляете. Убедительная просьба: пожалуйста, не искажайте данные и удостоверьтесь в их точности! К вы узнали из этого материала, искажение сведений приводит к серьёзным последствиям!
Владелец холдинга «Русский стандарт» Рустам Тарико и его гражданская жена, у которых на таможне аэропорта Шереметьево изъяли для экспертизы незадекларированные драгоценности, вряд ли станут фигурантами уголовного дела и могут отделаться штрафом, сообщают в пятницу газеты со ссылкой на сотрудников таможни и экспертов.
Согласно законодательству Российской Федерации, все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.
Перечень товаров, подлежащих декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации для личного пользования:
1. Ввозимые товары, общая стоимость которых превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых превышает 35 кг.
2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов.
3. При единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 (три тысячи) долларов.
4. При единовременном вывозе из Российской Федерации дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов.
5. При единовременном вывозе из Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев вывоза из Российской Федерации ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг при представлении таможенной декларации или иного документа, подтверждающего их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
6. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы ‑ палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде: ввозимые временно; вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий, в том числе и со вставками из драгоценных камней).
7. Драгоценные камни: ввозимые временно, вывозимые изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования, бриллианты, ввозимые природные алмазы.
8. Культурные ценности.
9. Вывозимые государственные награды Российской Федерации.
10. Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, дериваты, а также полученная из них продукция.
11. Оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов), основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), патроны (устройства, предназначенные для выстрела из оружия, объединяющие в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение), составные части патронов (гильзы капсюлированные, капсюли, порох); конструктивно сходные с оружием изделия.
12. Ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 2 литра.
13. Ввозимые табачные изделия в количестве, превышающем 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака (в случае ввоза табачных изделий только одного вида в количестве, превышающем 100 сигар, 200 сигарилл, 400 сигарет, 0,5 кг табака).
14. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры.
15. Сильнодействующие и ядовитые вещества.
16. Высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства, за исключением оконечного оборудования.
17. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации.
18. Вывозимые материальные объекты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
19. Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии.
20. Радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе.
21. Вывозимые сырье, материалы, оборудование, научно‑техническая информация, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
22. Ввозимые химикаты, которые могут быть использованы при создании ��имического оружия.
23. Продукция военного назначения.
24. Транспортные средства.
25. Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже.
26. Товары, пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
Физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, могут декларировать в письменной форме помимо указанных и иные товары (в том числе временно ввозимые с последующим их вывозом, временно вывозимые с последующим их ввозом, товары, общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых не превышает 35 кг).
Незаявление физическим лицом о наличии у него товаров, обязательных для письменного декларирования, рассматривается как его заявление о том, что у него таких товаров нет.
Недекларирование или недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, является нарушением таможенных правил, а лица, их допустившие, несут ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.
В соответствии с Кодексом РФ административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц ‑ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Разъяснения ФТС России по статье 16.2 КоАП РФ
Если житель России хочет вывезти или ввезти деньги, дорожные чеки на сумму менее 10 тысяч долларов, он может их не декларировать. Декларирование такой суммы является добровольным.
Если деньги провозят не в долларах США, то в таком случае размер ввозимых в Россию или вывозимых средств пересчитывают в американские доллары по курсу той страны, из которой их вывозят. Используется курс, который установлен на день подачи таможенной декларации.
При прохождении таможни, гражданину будут выдан бланк, в котором он указывает:
- Свою фамилию, имя и отчество.
- Место и дату рождения.
- Данные заграничного паспорта.
- Источник дохода (откуда получены деньги).
- На какие нужды планируются быть израсходованы деньги.
- Как происходит транспортировка.
- По какому маршруту следует.
Если провозятся денежные инструменты, о них указывается информация:
- Дата выпуска.
- Название эмитента.
- Личный номер (если он есть).
Если декларант перевозит не свои деньги, он указывает также информацию об их владельце.
Создание единой таможенной зоны состоялось еще в 2007 году, а в 2009 были ратифицированы документы, которые сегодня составляют основу Таможенного Союза. Первыми участниками содружества стали Беларусь, Россия и Казахстан. Немного позже к ним присоединилась Армения (2014) и Киргизия (2015). Перспективными кандидатами на сегодняшний день являются Сирия, Таджикистан, Тунис.
Вкратце суть такого экономического образования можно описать так:
- упразднение таможенных пошлин и границ для ввоза продукции;
- введение единого тарифа для других государств.
Написать комментарий
Бывают такие ситуации, когда таможенный орган РФ или сам декларант (в том числе таможенный представитель) обнаруживает необходимость предоставления разрешительного документа для вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС (из РФ) на этапе таможенного декларирования после регистрации соответствующей таможенной декларации до её выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой применимой к вывозимым товарам.
Ответственность приобретателя за нарушения при ввозе товаров
Изначально следует указать, осуществляется ли въезд или выезд с территории Таможенного союза. В графе представлены два варианта выбора, нужный отмечается крестиком.
1 графа: личные данные путешественника и информация о его заграничном паспорте: Ф. И. О., дата рождения (формат день – месяц – год), подданство, страна постоянного проживания, тип проездного документа, его серия и дата выдачи. А также в данном разделе потребуется указать дату выдачи въездного разрешения и адрес пребывания путешествующего на территории РФ.
2 графа: информация о деньгах и денежных инструментах. Необходимо точно указать сумму и валюту.
3 графа: личные данные владельца, ввозимые или вывозимые средства.
4 графа: источники происхождения имеющихся с собой финансов. Потребуется выбрать из таких вариантов:
- Зарплата или прибыль от осуществления предпринимательской деятельности.
- Дивиденды.
- Прибыль от реализации имущества.
- Трансферты.
- Пенсионные выплаты, стипендиальные выплаты, алименты и другое.
- Прибыль от сдачи недвижимости в аренду.
- Заемные средства.
- Деньги, полученные в наследство.
- Другое.
5 графа: информация относительно предполагаемого использования на территории РФ провозимых средств.
6 графа: вид транспорта, на котором совершается поездка в РФ.
Ст. 16.3 КОАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КОАП РФ.
За указанное нарушение установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
- Лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований технических регламентов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных правил и норм. Несогласие общества с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, с установленными фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2018 N 308- АД18-3513 по делу N А63-253/2017).
- Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, — ответственность влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
- ошибочное указание одной цифры серийного номера при наличии возможности у таможенного органа идентифицировать заявленный к декларированию товар по иным признакам не повлекло негативных последствий, в том числе необоснованного помещения товара под заявленный таможенный режим. Доказательств, свидетельствующих о том, что недостоверные сведения могли послужить основанием для полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, таможенным органом не представлено. (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.09.2017 № Ф02-4338/2017 по делу № А33-23099/2016)
Для юридических лиц, нарушивших указанные запреты, согласно статье 16.3 КОАП предусмотрено наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
- на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Как указано в примечаниях к ст. 16.4, незадекларированной считается сумма наличных денег и ценных бумаг, являющаяся разницей между количеством перевозимых денежных активов, определенным в суммарном выражении, и суммой, допускаемой к ввозу-вывозу без указания в декларации.
Варианты уклонения складываются с особенностей перемещения, хранения и сбыта товаров. При этом приобретение товаров в контрабандный способ может носить классический характер – покупка, мена, добыча или изготовление, так и незаконный такой как хищение.
В зависимости от свойств товара, его предназначения и прочих качеств, он может как открыто храниться, так и прятаться в специальных хранилищах.
Под перемещением такого товара понимается его:
- пронос;
- перевоз;
- переброс;
- пересылка;
- перемещение с помощью различных коммуникационных линий.
При этом перемещение может производиться лично контрабандистом:
- при легальном пересечении границы;
- нелегальном пересечении границы;
- перемещение товара без непосредственного участия преступника.
Также чтобы не декларировать товар в особо крупных размерах перемещение осуществляется в:
- местах, не предназначенных для пересечения границы;
- посредством тайников в легальный способ;
- путем упаковки товара в непредназначенную для него тару, то есть придания ему вида совершенно другой продукции.
КоАП РФ Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
Одно из самых распространенных таможенных правонарушений — не декларирование товаров при перемещении их через таможенную границу РФ (ст. 16.2 КоАП РФ).
Зачастую граждане не знают таможенных правил и совершают правонарушения не умышленно, однако это не освобождает от ответственности. Проходя Таможенную границу
пассажиры обязаны убедиться что перемещаемые ими товары не подлежат обязательному письменному декларированию.
Товары делятся на две основные категории: отнесенные к товарам личного пользования и товары для коммерческого использования. Товары для личного пользования как правило:
- предметы одежды,
- обуви,
- ювелирные украшения,
- часы,
- и т.д. в единичных экземплярах.