Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности за нарушение государственной тайны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если будет установлен факт разглашения государственной тайны, то на подозреваемого подается заявление в суд и такие дела рассматриваются Верховным судом республики, краевыми или областными судами, судами городов федерального значения, автономного округа – в зависимости от места работы виновного лица, а также от того, где он добыл ценные сведения.
Третий комментарий к статье 284 УК РФ
1. Под утратой документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, понимается такой противоправный выход их из владения данного лица, вследствие которого они стали достоянием посторонних лиц и наступили тяжкие последствия. К документам относятся текстовые и графические материалы, исполненные типографским, машинописным способом или от руки (чертежи, планы, типографские карты, приказы, директивы, ведомости, акты, обзоры и т.п.), в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Документ — это акт, имеющий реквизиты: гриф секретности, регистрационный номер органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, осуществивших засекречивание, особый порядок хранения, перемещения, выдачи и работы. Предметы, сведения о которых образуют государственную тайну, — это различные материалы и изделия, несущие в себе информацию указанного вида. К ним относятся: закрытые образцы техники и вооружения, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т.п.
2. С объективной стороны преступление включает в себя совокупность трех признаков: а) деяние, связанное с нарушением установленных правил обращения с документами (предметами); б) выход документов (предметов) из владения данным лицом, вследствие чего наступили тяжкие последствия; в) причинную связь между деянием и наступившими последствиями. Правила обращения с документами регламентируются законами и подзаконными актами (инструкциями, положениями, наставлениями). Нарушения правил выражаются: в работе с документом в неустановленном месте (например, дома), неопечатывании сейфа, нарушении правил передачи его другим лицам и т.п. Документ считается вышедшим из владения (утраченным), если его нет ни в месте постоянного хранения, ни у конкретного исполнителя, которому он был выдан. Между фактом нарушения правил обращения с документом (предметом), содержащим государственную тайну, и его выходом из владения и наступлением тяжких последствий должна быть непосредственная причинная связь. Если документ хотя и утрачен, но факт его выхода из владения и наступление тяжких последствий не находятся в причинной связи с имевшим место нарушением правил обращения с ним, то состав преступления отсутствует . ——————————— Например, если сейф, в который проникли преступники, хотя оказался неопечатанным, но изъятие документов произошло путем вырезки окна в нем автогенным аппаратом, — налицо отсутствие причинной связи, а следовательно, оснований для квалификации по ст. 284 УК.
Как показывают материалы практики, нарушения чаще всего связаны с тем, что лицо работает с документами в неустановленном для этого месте, в ненадлежащее время, не соблюдает правила и порядок их хранения, пересылки, передачи из рук в руки, уничтожения, ознакомления с ними других лиц и т.п. Например, Ч., находясь в служебной командировке в другом городе, в нарушение действующих правил носил по городу в сумке находящиеся при нем 12 совершенно секретных документов. Зайдя в телефонную будку, чтобы позвонить, Ч. забыл в ней сумку вместе с документами. Документы были найдены только на следующий день, в другом месте города, что привело к ознакомлению с ними посторонних лиц и наступлению тяжких последствий. Понятие тяжкого вреда давалось применительно к ст. 283 УК. Если тяжкие последствия при утрате не наступили, то состав преступления отсутствует. Виновный должен нести административную или дисциплинарную ответственность.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Вместе с тем по отношению к факту нарушения правил обращения с документами вина может быть в форме и умысла, и неосторожности. По отношению же к наступившим последствиям вина может быть только неосторожной (в виде легкомыслия или небрежности).
Порядок допуска к государственной тайне
Указанный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63
«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».
В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:
- первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
- вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
- третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.
Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.
Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.
В допуске может быть отказано по следующим причинам:
- признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
- наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
- выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
- уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
Назначение наказания за разглашение гостайны
Например, если человек работал в Севастополе, а сведения о гостайне он обнародовал лицам, находищимся в Омске, тогда дело в отношении него будет рассматриваться в Севастопольском городском суде, так как Севастополь является городом федерального значения.
Подать иск в суд на человека, обнародовавшего гостайну, может любое заинтересованное лицо, например, член правительственного органа, начальник какого-то государственного органа, работодатель виновного работника.
Форма разглашения гостайны может быть разной:
- письменной – если лицо обнародует данные в СМИ, пишет письма;
- устной – если виновный разглашает сведения во время публичного выступления или во время беседы;
- при демонстрации предметов, которые составляют гостайну, например, какие-то важные чертежи, схемы и т. п.
Законом устанавливаются критерии, которые позволяют определиться с точной санкцией статьи для применения к виновному в преступлении лицу мер принуждения. Уголовный закон предполагает отягчающие и смягчающие обстоятельства, случаи освобождения от наказания и так далее. Однако в первую очередь роль играет категория преступления, определяя согласно степени тяжести совершаемых действий.
Разглашения сведений, признаваемых государственной тайной, по первой части статьи 283 квалифицируется, как деяния средней тяжести, а по части второй, как тяжкое преступление.
Отдельно следует сказать о том, что указанная норма имеет квалифицирующий признак в части второй. Он предполагает тяжкие последствия, которые всё же наступили в результате огласки тайных сведений
Однако обязательное условие, это установления формы вины в виде неосторожности. Если будет определён умысел, то ответственность человек понесёт по совокупности преступлений в соответствии с характером наступивших последствий
Исходя из характера и степени тяжести рассматриваемого посягательства, определяется несколько вариантов наказаний:
- Арест. Предусматривается такой вариант исключительно первой частью статьи и ограничивается временными рамками от четырёх до шести месяцев.
- Лишение свободы. Данный вид наказания возможен при любом варианте совершения такого преступления. Однако если разглашение повлекло по неосторожности тяжкие последствия (часть 2 ст. 283), то срок заключения будет не меньше четырёх, но не больше семи лет. Первая часть статьи ограничивает период лишения свободы только четырьмя годами.
- Лишение лица возможности заниматься определённой деятельностью или занимать какую-либо должность. Такой вариант считается дополнительным видом наказания и применяется всегда при назначении человеку такой санкции, как лишение свободы.
Ранее согласно судебной практике в качестве дополнительной меры воздействия использовали штраф.
Таким образом, ситуации, при которых осуществляется разглашение сведений, признаваемых государственной тайной, предусматривают привлечения к ответственности специального субъекта, а именно человека, которому подобная информация была доверена согласно его полномочиям. Рассматриваемое деяние признаётся тяжким, поскольку посягает на безопасность государства. При этом законодатель устанавливает всего два варианта наказаний, и каждый из них связан с изоляцией виновного человека.
Какая информация не относится к служебной тайне
Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.
Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.
К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:
- Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
- Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
- Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
- Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
- Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
- Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.
Разглашение секретных сведений и государственной тайны с точки зрения УК РФ
Уголовную ответственность за данное преступление устанавливает статья 283 действующего УК РФ. Наказание будет правомерно в том случае, если данное нарушение содержало в себе следующие условия:
- придание сведений разглашению, путем осуществления определенных действий, либо наоборот – намеренному проявлению бездействия;
- наступление соответствующих последствий после того, как процедура разглашения была проведена. Эти последствия должны быть выражены в том, что теперь сведения стали известны совершенно посторонним лицами, у которых не имеется полномочий на владение подобной информацией;
- наличие явной связи между ранее произведенными действиями и наступлением негативных последствий. Именно эта связь и является главным доказательством совершения преступления и является основанием для назначения определенного наказания, которое предусматривают положения уголовного законодательства.
Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Ответственность сотрудника органов внутренних дел за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну?
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
Согласно части первой статьи 26 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне» (далее Закон «О государственной тайне») должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Абзацем третьим части первой статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне» определено, что допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны.
В соответствии со статьей 23 Закона «О государственной тайне» допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
При рассмотрении дел, связанных с государственной тайной, прекращением допуска к государственной тайне и привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение режима секретности, подразделения МВД России руководствуются:
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне»;
Федеральным законом от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004г. №3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации;
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010г. №63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;
приказом МВД России от 20 августа 2010г. № 600 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне»;
приказом МВД России от 11 марта 2012г. № 015 «О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации»;
приказом МВД России от 12 сентября 2013г. № 705дсп «Об отдельных вопросах выездов сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России по частным делам за пределы территории Российской Федерации».
Особенности получения доступа к гостайне
Многие граждане считают, что для работы с засекреченными материалами достаточно устроиться в любое силовое ведомство. Однако это не так. Например, полицейский кинолог может проработать 30 лет в правоохранительных органах, но так и не увидеть ни одного секретного документа.
Иногда допуск можно получить автоматически, при назначении на определенную должность. При этом гражданин может даже не проходить никаких дополнительных проверок. Подобное возможно при получении таких должностей:
- Судей. Доступ к засекреченной информации дается на период исполнения должностным лицом определенных полномочий.
- Депутатов Госдумы.
- Членов Совета Федерации.
- Адвокатов. В данном случае допуск дается лишь тем лицам, которые ведут дела, непосредственно связанные с государственной тайной. Адвокат получает возможность изучить материалы конкретного дела. Иные данные остаются для него недоступными.
Для вышеперечисленных лиц не предусматривается специальная процедура допуска. Например, перед тем как предоставить адвокату засекреченные данные, его предупреждают о неразглашении гостайны и берут расписку. В случае нарушения режима секретности, должностное лицо будет привлечено к ответственности.
Сложнее получить допуск к секретным материалам обычному гражданину. Ему придется пройти через ряд проверок.
Заработок на гостайне: возможно ли это
Будучи допущенным к работе с гостайной, гражданин может претендовать на получение доплат, надбавок и льгот. Однако такие привилегии распространяются не на всех граждан. Доплаты осуществляются из государственного бюджета, поэтому начисления производят в соответствии с нормами федерального законодательства.
Если гражданин получил разовый допуск к тайне, то никакие льготы ему не полагаются. Это касается адвокатов. Для тех же лиц, кто работает с секретной информацией постоянно, предусмотрен целый пакет дополнительных социальных гарантий. И в первую очередь речь идет о надбавках к заработной плате.
Увеличение зарплаты для лиц, работающих с засекреченными сведениями – это обязательное условие, которое распространяется как на государственные, так и на частные компании. Например, если частная фирма выполняет госзаказ по строительству секретного космодрома, то руководство обязано платить надбавки своим сотрудникам.
Причем размер доплат зависит от степени секретности тех сведений, к которым конкретный сотрудник получил допуск. При расчете учитывается тарифная ставка или должностной оклад, к которому прибавляется определенный процент надбавки.
На государственном уровне определены следующие размеры доплат:
- При работе с секретными сведениями все зависит от того, проводилась ли проверка. Если да, то сотрудник получит надбавку от 10 до 15%. Если нет, доплата составит 5-10%.
- Доплата за работу с совершенно секретными сведениями составляет 30-50%.
- Если человек работает с данными особой важности, то размер надбавки будет 50-70%.
Также существует доплата для сотрудников структурных подразделений по защите гостайны. Получить надбавку человек может лишь в том случае, если защита засекреченных сведений является его основной функцией. Речь идет о работниках секретариатов, в которых хранятся секретные материалы, системных администраторах, занимающихся обеспечением безопасности мероприятий по защите государственной тайны.
Размер надбавки в подобных ситуациях напрямую зависит от стажа сотрудника. Здесь возможны такие варианты:
- 10%, если стаж составляет 1-5 лет;
- 15% для сотрудников со стажем в 5-10 лет;
- 20%, если человек занимал определенную должность более 20 лет.
Проблемы разграничения ответственности за гостайну
Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.
Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.
Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.
Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне? Звоните, мы расскажем.
Заказать звонок
Статья 283. Разглашение государственной тайны
1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, –
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .
Способы защиты государственной тайны виды юридической ответственности за неправомерные действия
Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.1. Лица, виновные в нарушении требований статьи 14.1 настоящего Федерального закона в части обработки, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 482-ФЗ)
1.2. Лица, размещающие в соответствии со статьей 14.1 настоящего Федерального закона в электронной форме сведения, необходимые для регистрации физического лица в единой системе идентификации и аутентификации и (или) единой биометрической системе, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, размещаемых в указанных системах. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с недостоверностью сведений, размещенных в единой системе идентификации и аутентификации и (или) единой биометрической системе, вправе обратиться в установленном порядке в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, а также за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 29.12.2020 N 479-ФЗ)
2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.
3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:
1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;
2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
4. Провайдер хостинга, оператор связи и владелец сайта в сети «Интернет» не несут ответственность перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации и (или) ограничение ее распространения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
(часть 4 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 187-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 364-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем социальной сети в результате неисполнения им требований, установленных в статье 10.6 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.
Защита служебной тайны
Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.
Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.
Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).
КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.
За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.
Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.
Понятия и различия коммерческой, профессиональной и служебной тайны
Ввиду исключения из официальных документов понятия служебной тайны, ее основные параметры стали параллельными с понятием коммерческой тайны. Коммерческая тайна регламентируется Федеральным законодательством, а точнее актом №98. Это понятие включает в себя любую информацию, полученную в процессе хозяйственной деятельности компании и не подлежащую разглашению ввиду своей ценности.
К различиям коммерческой и служебной тайны можно причислить:
- коммерческая тайна — понятие, присущее как частным, так и государственным компаниям, а служебная — прерогатива исключительно госслужб и муниципальных структур;
- к последствиям разглашения коммерческой тайны относятся утеря ценных сведений и причинение финансового ущерба, а обнародование служебной тайны является нарушением прав граждан или государственных структур;
- коммерческой тайне присуща материальная ценность информации, а служебная фактической ценности не имеет.
Еще одной родственной категорией информации является профессиональная тайна. Она также охраняется и регламентируется на законодательном уровне. К данной категории относятся:
- нотариальная и адвокатская тайна;
- тайна переписки и телефонных разговоров;
- тайна исповеди и психологической беседы;
- врачебная тайна;
- прочие информационные данные, полученные сотрудником в процессе выполнения непосредственных профессиональных обязанностей, обнародование которых может причинить ущерб различной степени.
Таким образом, профессиональная и служебная тайна имеют ряд общих свойств, так как сведения получены сотрудниками в процессе осуществления непосредственной трудовой деятельности. Часто такие сведения могут являться одновременно служебной и профессиональной тайной.
Наказание за разглашение служебной информации
За разглашение информации, представляющих собой служебную тайну, предусмотрена административная или уголовная ответственность в зависимости от обстоятельств нарушения.
- Административная ответственность
Служебная тайна является информацией, не подлежащей разглашению. За нарушение конфиденциальности данных к административной ответственности привлекаются сотрудники. Согласно статье 15.21 КоАП РФ, в этих случаях назначается штраф. Его размер составляет от 30 000 до 50 000 рублей, а также отстранение от занимаемой должности на срок от года до двух лет.
- Уголовная ответственность
Уголовный кодекс имеет несколько норм по поводу несения ответственности за несоблюдение служебной тайны.
- Раскрытие информации об усыновлении, за которое назначается штраф до 80 000 рублей, либо лишение свободы сроком до 4 месяцев.
- Разглашении сведений о мероприятиях, предпринимаемых относительно судей участников уголовного дела. За это нарушение предусмотрены штрафы до 200000 рублей, либо лишение свободы сроком до 5 лет.
- Раскрытие информации о мерах безопасности в отношении сотрудников правоохранительных органов. Наказание за это нарушение такие же, как и в предыдущем пункте.
ВАЖНО! Сотрудник, нарушивший служебную тайну, сразу же увольняется с занимаемой должности.