Расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.

Порядок утверждения нормативов и лимитов на отходы

В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:

  • классификация отходов, их объём, количество;
  • класс опасности;
  • рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
  • мероприятия на случай аварийных ситуаций.

Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:

  1. Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
  2. Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
  3. Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
  4. Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.

Готовый пакет ПНООЛР должен включать:

  • общие сведения о предприятии;
  • информацию о роде деятельности;
  • описание, класс опасности образующихся остатков;
  • схему движения мусора;
  • мероприятия по обращению с отходами.

Срок подачи документов также закреплен в Федеральном законе. Образец готового отчета можно скачать тут (нужен документ с сайта Росприроднадзора).

За грязь надо платить

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям качества окружающей среды.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — это экологический сбор, который взимается государством с фирм или предпринимателей, чья деятельность приводит к негативным изменениям качества окружающей среды.

Плату за такое негативное воздействие на окружающую среду должны вносить все субъекты, чья деятельность ухудшает состояние окружающей среды, в том числе и ведущие на территории Российской Федерации деятельность зарубежные компании.

К таким субъектам относят организации, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух, в водные объекты или занимаются размещением и захоронением отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Письмо Минприроды от 14.12.2017 № 09-47/34954).

Документы для разработки проекта

Для разработки проекта размещения отходов необходимо собрать и систематизировать большое количество информации. Потребуются следующие документы:

  • общие сведения о предприятии, реквизиты, устав;

  • предыдущий проект ПНООЛР (если есть);

  • план предприятия на местности, зон застройки, договор на целевое использование земли;

  • договор аренды или о праве собственности;

  • приказы о назначении сотрудников, ответственных за охрану окружающей среды, сведения об их образовании, обучении и инструктажах персонала;

  • данные о видах отходов и нормативах их образования;

  • проектная документация на очистные сооружения;

  • договоры с поставщиками электроэнергии, водо- и газоснабжения;

  • данные о сырье, расходных материалах и оборудовании;

  • сведения о местах временного хранения утильсырья;

  • договора о вывозе или утилизации отходов;

  • отчетность об их движении;

  • акты о результатах предыдущей проверки.

Кто разрабатывает и устанавливает проекты?

Лимит выдают на базе проекта нормативов образования отходов. Штатный эколог может самостоятельно подготовить проект НООРЛ для своего предприятия, потому что этот вид деятельности не требует получения лицензии.

Но многие предпочитают доверить разработку этого документа специализированным коммерческим организациям, которые знают нюансы согласования проекта по отходам и учитывают актуальные изменения в сфере экологического законодательства.

Разработанный проект передается на согласование в территориальный департамент Росприроднадзора. Если в результате проверки надзорный орган выявит несоответствия, предприятие их обязано устранить и заново согласовать проект. При удовлетворительном результате предприятие получает документ, который подтверждает согласие государства на заявленный производством на год объем образования отходов.

Читайте также:  Купить ОСАГО онлайн через Росгосстрах

Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?

Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.

Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.

Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.

Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.

Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.

Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.

Это может быть:

  • увеличение объемов производства;
  • неверно проведенный анализ производственной деятельности;
  • неправильно проведенная инвентаризация.

Правовой регламент в сфере переработки мусора

Образование и размещение отходов, как и другая зарегистрированная деятельность, регулируется законодательно. О действии лимитов на правовой основе сказано в федеральном законе «Об отходах производства и потребления» № 89. В 11 статье закона прописано: «Получение лимитов на размещение отходов, организацию и индивидуальное предпринимательство фиксируются в форме отчетов, выполненных по специальному образцу. Сроки лимитов ограничены, но обязательно должны продлеваться в случае функциональной деятельности объекта». В случае если производственный процесс поддавался изменениям, эти сведения должны быть оперативно направленны в органы, осуществляющие контроль, где будет проведен перерасчет лимитов.

Кроме вышеизложенного в 11 статье упоминается о том, что как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо обязуются:

  • заниматься своевременно разработкой нормативных проектов об образовании перерабатываемого сырья;
  • рассчитывать их, руководствуясь законными ограничениями;
  • оказывать содействие в государственном учете отходов;
  • насколько это возможно способствовать минимизации накопления мусора;
  • используя каждую возможность, заниматься внедрением малоотходных технологий, поддержанием инновационных экоразработок;
  • заниматься регулярным проведением инвентаризации не только второстепенного сырья, но и объектов размещения, подавая полные и актуальные отчеты в соответствующие органы.

Порядок утверждения нормативов и лимитов на отходы

В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:

  • классификация отходов, их объём, количество;
  • класс опасности;
  • рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
  • мероприятия на случай аварийных ситуаций.

Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:

  1. Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
  2. Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
  3. Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
  4. Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.

Готовый пакет ПНООЛР должен включать:

  • общие сведения о предприятии;
  • информацию о роде деятельности;
  • описание, класс опасности образующихся остатков;
  • схему движения мусора;
  • мероприятия по обращению с отходами.

Срок подачи документов также закреплен в Федеральном законе. Образец готового отчета можно скачать тут (нужен документ с сайта Росприроднадзора).

Отсутствие на производственном предприятии ПНООЛР отходов – это нарушение требований законодательства в сфере обращения с отходами.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, Статьей 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами»:

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе отходов, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании отходов, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и отходами влечет наложение административного штрафа (стоимость): на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 35 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Читайте также:  Какие льготы положены труженикам тыла

Несоответствие проекта нормативов ПНООЛР отходов нормативным требованиям может повлечь за собой его аннулирование. Для предприятия это будет равнозначно непредоставлению сведений о лимитах на размещение отходов. Внесение стоимости платы за негативное воздействие на окружающую среду потребуется, даже если лимиты на размещение не были рассчитаны и утверждены. В соответствии с пп.12, 20 «Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» (утв. Постановлением Правительства РФ №255 от 03.03.2017 г.) расчет стоимости платы за проект НВОС будет проводиться по отдельным формулам с коэффициентом 5, то есть в пятикратном размере.

За расположение утильсырья производства и потребления предполагается установленная законом плата. По приложению №1 расчет платы за размещение отходов на специально оборудованных площадках и полигонах производится по коэффициенту 0,3.

Когда рассчитывается плата, нужно соблюдать также несколько дополнительных условий, которые установил Росприроднадзор.

  • Во — первых, если отходы размещаются на специализированных площадках, то такие полигоны должны располагаться в зоне источника негативного воздействия с соблюдением предустановленных для этой цели правил.
  • Во — вторых, нужен расчет или проект размещаемых отходов, объем которых не должен превышать лимиты.

Взимается плата за:

  • Установленные лимиты на размещение отходов
  • Помещение отработок сверх лимита

В законе нет определения для понятия «источник негативного воздействия», однако в ФЗ «Об охране окружающей среды» были выделены основные группы видов негативного воздействия, за которые дополнительная плата взимается по установленному природоохранным органом (Росприроднадзор) коэффициенту. К данным отработкам относят те из них, которые провоцируют образование загрязнений:

  • Почвы
  • Воздуха
  • Недр
  • Поверхностных вод, водосборных площадей и подземных вод.

Законодательное регулирование

Лимиты размещения отходов рассчитываются и проверяются на основании федерального законодательства. Конкретнее, правила и правовые основы прописаны в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Суть 11 статьи этого закона в том, что после получения лимитов на размещение отходов, организации и ИП обязаны отчитываться по установленной форму и продлевать лимит. А в случае изменения производственного процесса, сведения должны быть оперативно поданы в контролирующие органы для перерасчета.

Кроме того 11 статья содержит следующие положения:

  1. ИП и юр. лица должны своевременно разрабатывать нормативные проекты об образовании отходов, рассчитывать лимиты размещения(соблюдая законодательное ограничение) и способствовать государственному учету отходов, а также, по возможности, минимизировать накопление мусора.
  2. ИП и юридические лица обязуются при возможности внедрять малоотходные технологии, поддерживать инновационные экологические разработки.
  3. ИП и юридические лица должны регулярно проводить инвентаризацию не только отходов, но и объектов размещения, отправляя актуальные и полные сведения в надзорные органы.

Статья 18 этого закона содержит следующую информацию:

  • ИП и юридические лица, которые тем или иным образом способствуют накоплению мусора в результате своей хоз. деятельности, обязаны разрабатывать проекты нормативов по образованию мусора, и рассчитывать лимит на размещение отходов.
  • Субъекты малого и среднего бизнеса должны отправлять отчетность в органы исполнительной власти об образовании, хранении, транспортировке, обезвреживании или ином использовании отходов.

Разработка документов

Проект и нормативы размещения и образования отходов утверждает Росприроднадзор при условии подачи ряда документов, в том числе технического отчета по обращению с ними. Если нет необходимой документации, в размещении мусора разного вида может быть отказано. Проект подается в уведомительном порядке в Росприроднадзор, который и ведет расчет нормативов. Отправить проект также можно по почте. Если предыдущий проект истекает по срокам, то подавать новый в Росприроднадзор необходимо за 10 дней до конечной даты. Окончательным сроком получения бумаг считается отметка местного органа Росприродназдор о доставке документов.

Технический отчет и проект на образование отходов должен также включать в себя сведения о том, какого мусора нет на специально оборудованных полигонах и других хозяйственных субъектах, который утилизируется самостоятельно. В Росприроднадзор следует подавать информацию об обезвреживании и хранении основных видов отходов предприятия. Кроме того, Росприроднадзор, после того как расчет и рассмотрение бумаг было проведено, может потребовать некоторые документы, которых нет в этом списке и, которые он посчитает нужным изучить.

Читайте также:  Новая форма расчета по страховым взносам с 2023 года

Расчет, а также данные об образующихся отходах имеют не последнее место, если разрабатывается проект, который будет подаваться в Роскомнадзор. Иногда расчет и установленные нормы не могут отобразить реального количества отходов, помещаемых на полигоны. В таких случаях, Росприроднадзор может применить санкции по отношению к производственной организации.

Что такое лимит на размещение отходов и что устанавливает

В процессе проведения проверок юридическое лицо должно предъявить следующие документы:

  • разрешение на расположение материалов, которые были использованы;
  • лимит на возникновение утильсырья;
  • паспорт отработок;
  • паспорт по объектам, необходимым для обеспечения обращения с мусором.

Если расчет лимитов отсутствует, контролирующие органы вправе приостановить деятельность предприятия на основании соответствующего судебного решения, а также применить по отношению к компании административное взыскание в виде штрафа. Цели установления лимитов:

  • установление объема отработанного материала;
  • определение типа выбрасываемого мусора;
  • расчет сроков его временного накопления на территории организации;
  • получение необходимой документации.

Согласно действующим нормам законодательства индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, обязуются заполнять все документы, а также составлять проекты по отходам и фиксировать лимиты их размещения.

Нормативно-правовая база

Расчет, контроль и проверка лимитов размещения отходов осуществляется на основании ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления». В ст. 11 речь идет о том, что после получения ограничений организации и индивидуальные предприниматели обязуются отчитываться в контролирующие органы, а также продлевать лимит.

Если в производственном процессе происходят какие-либо изменения, сведения о них сразу же подаются в Росприроднадзор в целях проведения перерасчета.

В ст. 11 также присутствуют следующие положения:

  1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица должны осуществлять своевременную разработку нормативных проектов, связанных с образованием отходов, а также производить определение лимитов с соблюдением законодательных ограничений.
  2. ИП и ЮЛ обязуются свести к минимуму накопления мусора, а также внедрить безотходные и малоотходные технологии его образования.
  3. Предприятия и предприниматели также обязуются регулярно организовывать инвентаризацию отходов и объектов размещения, создавая актуальные и полноценные данные для надзорных органов.

В ст. 18 содержатся следующие пункты:

  1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые в процессе своей деятельности образуют и накапливают мусор, обязуются заниматься разработкой проектов нормативных актов и расчетом лимитов на размещение отходов.
  2. Субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны направлять отчетность в органы исполнительной власти о том, как образуются, хранятся, перевозятся, обезвреживаются и используются отходы.

Порядок переоформления

С того момента как новые методические указания по разработке нормативов вступили в силу, прошло несколько лет. Однако споры, связанные с логичностью этой законодательной базы, встречаются до сих пор. С 10 февраля 2020 года разработка проектов производится в соответствии с Приказом Минприроды РФ №349 от 05 августа 2014 года. После того как документ вступил в силу, стали разрабатываться проекты НООЛР. Это позволило сократить набор приложений.

Наряду с этим из проекта было убрано несколько разделов. Теперь в нем нет пункта «Аннотация», «Сведения об отходах», «Схема движения … », «Мониторинг состояния». В связи с разработкой нового регламента произошло внесение изменений в порядок разработки нормативных актов и лимитов (Приказ Минприроды №50 от 25 февраля 2010 года). В документе появились уточнения по утверждению ПНООЛР.

Кто разрабатывает и устанавливает проекты?

Лимит выдают на базе проекта нормативов образования отходов. Штатный эколог может самостоятельно подготовить проект НООРЛ для своего предприятия, потому что этот вид деятельности не требует получения лицензии.

Но многие предпочитают доверить разработку этого документа специализированным коммерческим организациям, которые знают нюансы согласования проекта по отходам и учитывают актуальные изменения в сфере экологического законодательства.

Разработанный проект передается на согласование в территориальный департамент Росприроднадзора. Если в результате проверки надзорный орган выявит несоответствия, предприятие их обязано устранить и заново согласовать проект. При удовлетворительном результате предприятие получает документ, который подтверждает согласие государства на заявленный производством на год объем образования отходов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *