Три уровня российской налоговой системы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Три уровня российской налоговой системы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?

Кто является плательщиком транспортного налога?

Как уже было отмечено выше, плательщиками транспортного налога являются собственники различных наземных, воздушных и водных средств передвижения.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками по данному виду перечислений в бюджет являются лица, на которых официально зарегистрировано то или иное транспортное средство. К примеру, если машиной управляет одно лицо, однако по документам владельцем является совсем другой гражданин, платить налог будет именно последний.

ВНИМАНИЕ! При продаже автомобиля, данные о новом владельце поступают в налоговый орган в течение 10 дней. С этого момента платить налог должен будет покупатель машины.

В качестве лиц, обязанных вносить транспортный налог, могут выступать как обычные граждане, так и организации. Однако для последней категории налогоплательщиков предусмотрен отдельный порядок, условия и сроки внесения такого платежа.

Как подтвердить право на льготу по транспортному налогу?

Чтобы воспользоваться законным правом не платить транспортный налог или уплачивать его в сокращенном объеме, необходимо подать соответствующее заявление ИФНС. При заполнении заявления нужно указать, предоставите ли вы документы, подтверждающие вашу льготную категорию, лично или просто укажете их реквизиты для проверки соответствующими службами.

Если документов на руках нет, то по реквизитам налоговая инспекция самостоятельно направит запрос. Это может занять чуть больше времени.

Подать заявление можно онлайн через сайт налоговой службы. Также можно обратиться в многофункциональный центр. Через Госуслуги подтвердить льготу невозможно, такая функция сервисом не предусмотрена.

Когда и сколько требуется платить

Заплатить очередную сумму необходимо до 1 декабря года (включительно), следующего за тем календарным периодом, на который был начислен налог. То есть за 2021 год налог необходимо заплатить до 1 декабря 2022 года.

Размер транспортного налога зависит от мощности легкового автомобиля. Конечная сумма высчитывается с применением коэффициента, который устанавливается властями регионов самостоятельно.

На одну лошадиную силу в общем случае установлены вот такие ставки налога (если регионом не установлены иные):

  • 2,5 рубля – до 100 лошадиных сил включительно.
  • 3,5 рубля – от 101 до 150 лошадиных сил включительно.
  • 5 рублей – от 151 до 200 лошадиных сил включительно.
  • 7,5 рубля – от 201 до 250 лошадиных сил включительно.
  • 15 рублей – от 251 лошадиной силы.

Структура налоговой системы

В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.

Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.

Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его применения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.

Налоги в мире
Прямые налоги Налог на имущество / Налог на прибыль / Налог на добычу полезных ископаемых / Транспортный налог / Земельный налог / Водный налог / Налог на биологические ресурсы / Налог на игорный бизнес / Налог на бездетность / Налог на прирост капитала
Косвенные налоги Налог на добавленную стоимость / Налог с продаж / Акцизы / Экологический налог
Исторические налоги Единый социальный налог / Квартирный налог / Зверина подать / Налог на дымовые трубы / Налог на общественные туалеты
Дань Двоеданство / Урок / Ясак / Забожничье / По́дать / Тя́гло / Продразвёрстка
Сбор Государственная пошлина / Таможенные пошлины / Замыт / Железное / Индукта / Щитовые деньги / Гербовый сбор / Гарнцевый сбор
Контрибуция Датские деньги / Репарации / Реституция
Прочее Налогообложение / Налог / Пеня
Не являются налогами Страховая премия / Оброк / Чинш / Откуп

Льготы по транспортному налогу

Федеральные или общие льготы освобождают от уплаты транспортного налога следующие категории граждан:

  • Инвалиды, чьи автомобили специальным образом оснащены или получены от органов социальной защиты. Мощность двигателя авто не должна превышать 100 л.с.
  • Герои СССР и РФ, Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы и некоторых других, ветераны Великой Отечественной, ветераны боевых действий, ликвидаторы аварии в Чернобыле и на комбинате «Маяк». Мощность двигателей автомобилей данной категории граждан не должны превышать 150 л.с., моторных лодок – 20 л.с., мотоциклов – 35 л.с.
  • Родители 3х и более несовершеннолетних детей. Мощность двигателей автомобилей не должны превышать 150 л.с.
  • Родители (законные представители) ребенка-инвалида, при наличии документально подтвержденной необходимости использовать авто в рамках индивидуальной программы реабилитации (до 150 л.с.).
  • Владельцы электрокаров, мощностью двигателя до 150 л.с.

Региональные льготы чаще всего расширяют перечень граждан, которые могут быть освобождены от уплаты налога. Например, в Москве к таким гражданам относятся инвалиды 1 и 2 группы, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и др.

Важно отметить, что льготы не распространяются водные и воздушные судна, автомобили, мощностью двигателей более 200 л.с. (исключение сделано только для одного из родителя многодетной семьи).

Как уже было сказано, льготы начисляются только после подачи специального заявления в налоговую службу.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

Налог на имущество организаций

Появление имущественных налогов в России имеет давнюю историю, еще на протяжении XIX в. в Российской империи в результате преобразований в области налогов в период правления Александра II (1818-1881) прямые и косвенные поимущественные налоги являлись главным источником государственных доходов. В этот период с мещан вместо подушевой подати стали взимать налог с городской недвижимости (жилых домов, заводов, фабрик, складских помещений и др.). В частности, в доходах бюджета города Москвы налог с недвижимого имущества промышленников и товариществ имел наибольший удельный вес из прямых налогов. До 1900 г. ставка указанного налога в Москве составляла 9%, с 1900 г.- 10%, в 1901 г. снижена до 9%, в 1902 г. повышена до 9,5%, а в 1903 г. вновь составляла 10%. При этом, стоимость недвижимого имущества в городе Москве за 13 лет (с 1891 г.), посредством ее переоценки Московской городской управой, почти удвоилась.

Мировая война и революция 1917 г. в России губительно сказались на финансовом положении налогоплательщиков указанного налога и на финансовое положение страны в целом. Новым этапом в налаживании экономики стало принятие в 1921 г. новой экономической политики (НЭП). В этот период был введен прямой подоходно-поимущественный налог, которым облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и др. Поимущественное обложение частных предприятий в тот период представляло собой налог на капитал и затрагивало производственное оборудование, запасы сырья и материалов. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но уплачивали подоходный налог по ставке 8%. Позднее в силу увеличения размеров имущества и осуществления ряда преобразований налоговой системы, поимущественный налог и ряд других налогов (всего 53 налога) были заменены, без изменения основополагающих признаков, на налог с оборота, который просуществовал до 1992 г.

Читайте также:  Узаконить самовольную пристройку к частному дому – порядок действий

В процессе формирования системы налогообложения предприятий и организаций в России налог с оборота модернизирован в налог на прибыль и введен налог на имущество предприятий. Обложению указанным налогом подлежали как основные, так и оборотные средства, в том числе финансовые активы. Налог на имущество предприятий, начиная с 01.01.1992 по 31.12.2003, исчислялся на основании Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», порядок исчислении и уплаты налога на имущество предприятий разъяснялся Инструкцией Госналогслужбы РФ от 08.06.1995 N 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».

Налог на игорный бизнес

История регулирования азартных игр в России берет свое начало в XVII в. Так, первым нормативным документом, касающимся азартных игр, явился Указ царя Алексея Михайловича 1648 г., направленный на искоренение ряда деяний, среди которых были игры в зернь, карты, шахматы, лодыгами.

Термин «азартные игры» был введен в очередном указе, запрещающем игры, — Указе Елизаветы Петровны 1761 г., в котором не раскрывалось данное понятие, а лишь к азартным причислялись игры, запрещенные законом и проводимые на деньги или вещи.

Особенность пари была описана в немецкой доктрине в XIX в., где указывалось, что: «…договор на счастье отличается тем, что… вопрос, кто станет кредитором, а кто — должником… должен разрешиться посредством исхода неизвестного события». То есть известны участники сделки, известна причитающаяся с них плата или иной взнос за участие в сделке, как правило, известен выигрыш, но, кто из указанных участников сделки станет кредитором, а кто — должником, остается неясным до наступления определенных сторонами обстоятельств.

Во времена правления Екатерины II появилась первая классификация игр, которая делилась на запрещенные и разрешенные. В разряд запрещенных игр тогда попали «очко», рулетка, «орлянка» и тотализаторы, а разрешались играть в преферанс и вист. В это же время в России был введен и первый налог на карточные игры, доходы от которого шли в пользу детских приютов.

Позднее Устав Благочиния, или Полицейский устав, 1782 г. определил основной признак азартных игр и установил запрет играть игры, основанные единственно на азарте. В 1880-е гг. в России были частично легализованы тотализаторы, они появились на ипподромах, и установлены соответствующие налоги. Гражданское законодательство дореволюционной России норм об азартных играх не содержало, но в ст. 2014, 2019 содержалась регламентации заемных обязательств с целью отграничения их от азартных игр.

В течение 75-летней истории Советского Союза принято множество различных нормативных актов об азартных играх и пари. В период НЭПа (1921-1929) произошла реабилитация игорного бизнеса, в ресторанах и питейных заведениях стали открываться залы с игорными столами и рулетками. Но уже в 1923 г. были запрещены игорные дома в рабочих районах, а чуть позднее, в 1928 г. закрыты все игорные клубы и казино, а еще через некоторое время установлена уголовная ответственность за организацию азартных игр (ст. 208.1 УК СССР).

Легальными азартными развлечениями в советский период были вист, бридж и шахматы, которые относились к интеллектуальным видам спорта, и конные бега на ипподромах, считавшиеся спортивными мероприятиями. Официальными играми в советский период были всевозможные лотереи и игры с населением страны, например «Спортлото», доходы от их проведения шли государству.

С 90-х гг. XX столетия в игорной индустрии начался новый период — игорный бизнес был признан видом предпринимательской деятельности. Впервые за историю существования Российского государства были определены ставки налогообложения игорного бизнеса. Первоначально установленная в 1991 г. ставка налога в размере 35% была впоследствии (в 1992 г.) повышена до 90%, но собираемость налога на игорный бизнес от этого не повысилась. Проверки предприятий игорного бизнеса в отсутствие закрепленного на уровне закона понятийного аппарата и несовершенства законодательства привели к появлению в 1997 г. проектов новых законов о налоге на игорный бизнес, которые приняты не были. Лишь в 31.07.1998 был принят Закон N 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес», который определил понятийный аппарат, общие принципы налогообложения, налогооблагаемую базу, ставки налога на игорный бизнес и плательщиков налога на игорный бизнес.

В 2004 г. в сфере налогообложения деятельности по организации и проведению азартных игр и пари начался новый этап. С 01.01.2004 действует гл. 29 НК РФ, согласно которой правовое регулирование правоотношений, связанных с установлением, введением и взиманием налога на игорный бизнес, осуществляется помимо гл. 29 настоящего Кодекса и законами субъектов Российской Федерации.

Налог на игорный бизнес является региональным прямым налогом, подлежащим уплате налогоплательщиком в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения. Поступления средств от уплаты налога на игорный бизнес являются источником доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен.

Сфера регулирования данным налогом — налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр.

Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Игорный бизнес не является реализацией услуг. Это особый вид предпринимательской деятельности, связанн��й с извлечением дохода в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр либо пари. Вследствие этого организации и предприниматели, осуществляющие проведение азартных игр либо пари, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль. На них также не распространяется обязанность налоговых агентов по исчислению и удержанию налога на доходы физических лиц с выплаченных выигрышей участникам азартных игр.

Налогоплательщики — организации и предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Если же помимо игорного бизнеса они осуществляют иные виды деятельности, то по этим видам применяется общая система налогообложения (в соответствующих случаях — специальный налоговый режим — единый налог на вмененный доход (ЕНВД)).

Легальное определение понятия «игорный бизнес» содержится в ст. 364 НК РФ. Согласно данной норме игорный бизнес — предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.

Под выигрышем понимаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры в рамках деятельности по организации проведения азартных игр.

Деятельность по организации проведения азартных игр определена как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Банком России, а с 21.01.2014 организаторы азартных игр обязаны применять контрольно-кассовую технику как в случае приема денежных средств (например, приема ставок), так и в случае их выдачи (выплаты выигрыша).

Тема 11. Транспортный налог.

При изучении данной темы и выполнении практических заданий необходимо руководствоваться положениями главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ, региональными актами по транспортному налогу и методическими рекомендациями по применению главы 28, утвержденными приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177.

Плательщики транспортного налога — организации, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). По общему правилу транспортное средство регистрируется на его собственника.

Также транспортный налог уплачивают и физические лица.

Организации, которые являются организаторами XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 г., не признаются плательщиками транспортного налога в отношении транспортных средств, которые одновременно соответствуют двум критериям:

Читайте также:  Пониженные ставки земельного налога: позиция Верховного суда

— принадлежат организациям на праве собственности;

— используются ими в связи с организацией и проведением Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

Поскольку транспортный налог является региональным, перечень льготных категорий плательщиков должен быть установлен законами субъектов РФ (ст. 356 НК РФ).

Льготы по транспортному налогу может применять сельскохозяйственная организация, у которой есть специальные сельскохозяйственные автомашины, даже если показатели деятельности организации не соответствуют критериям сельскохозяйственных товаропроизводителей, установленным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Ведь тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания) не являются объектом обложения транспортным налогом при одновременном выполнении двух условий:

— если они используются при сельскохозяйственных работах для производства сельхозпродукции;

— если они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такой порядок предусмотрен пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

При применении этой нормы следует руководствоваться определением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое дано в п. 1 ст. 3 Закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Объекты налогообложения

Виды транспортных средств, с которых нужно платить транспортный налог, перечислены в п. 1 ст. 358 НК РФ.

К ним относятся самоходные наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и т.д.), воздушные (самолеты, вертолеты и др.) и водные (теплоходы, яхты, катера, моторные лодки, гидроциклы и т.д.) транспортные средства, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Не являются объектами налогообложения

Некоторые виды транспорта освобождены от уплаты налога, к ним, в частности, относятся:

— весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью до 5 л. с.;

— легковые автомобили для инвалидов;

— промысловые морские и речные суда;

— тракторы, самоходные комбайны всех марок, спецмашины (молоковозы, скотовозы и т.д.), используемые сельхозпроизводителями для производства сельхозпродукции;

— транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Полный перечень видов транспортных средств, не облагаемых налогом, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Транспортные средства федеральных органов исполнительной власти освобождаются от налогообложения, если в структурах этой власти предусмотрена военная служба. К таким структурам, в частности, относятся: Вооруженные Силы РФ, пограничные войска, внутренние войска МВД России, подразделения ФСБ России и др

Уплата транспортного налога в рамках договора

финансовой аренды (лизинга).

В случае заключения договора финансовой аренды (лизинга) транспортного средства транспортный налог должна платить та сторона договора лизинга, на которую зарегистрировано транспортное средство (ст. 357 НК РФ). Зарегистрировать транспортное средство, переданное по договору лизинга, можно как на лизингодателя, так и на лизингополучателя. Этот вопрос стороны согласовывают при заключении договора лизинга.

При этом возможен один из двух вариантов.

1. Транспортное средство регистрируется на лизингодателя (п. 48.1 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001). В данном случае обязанность по уплате транспортного налога возлагается на него как на срок действия договора ли��инга, так и по его окончании (если договором не предусмотрен выкуп лизингового имущества).

2. Транспортное средство регистрируется на лизингополучателя. Для этого варианта предусмотрено два способа оформления регистрации автомобиля в ГИБДД:

— при покупке транспортное средство сначала ставится на учет на имя лизингодателя, а затем временно (на срок действия договора) передается и регистрируется за лизингополучателем;

— при покупке транспортное средство сразу регистрируется за лизингополучателем (временно — на срок действия договора) без предварительной регистрации на лизингодателя.

После окончания действия договора лизинга транспортное средство, зарегистрированное на лизингополучателя, снимается с временного учета. При этом, если лизингополучатель был плательщиком транспортного налога в течение срока действия договора (т.е. транспортное средство изначально было зарегистрировано на него), обязанность по уплате налога перейдет к лизингодателю после перерегистрации автомобиля в ГИБДД.

Случаи, при которых у налогоплательщика остается обязанность платить транспортный налог

    1. В случае, если транспортное средство находится на консервации у налогоплательщика остается обязанность по уплате транспортного налога, так как объектами обложения транспортным налогом являются все зарегистрированные транспортные средства.

    2. Уплата транспортного налога с автомобилей, на которые наложен арест также предусмотрена НК РФ.

    3. Утилизация автомобиля и его списание с баланса без снятия с учета в органах ГИБДД не освобождают организацию, на которую зарегистрирована машина, от обязанности по уплате транспортного налога.

Не возникает обязанность по уплате налога

1. Платить транспортный налог за автомобили с транзитными номерами, так как обязанность по уплате транспортного налога возникает только с момента регистрации автомобиля в ГИБДД.

2. С автомобиля, который числится в угоне. Если факт угона (кражи) транспортного средства подтвержден документально, оно не является объектом обложения транспортным налогом (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Налоговая база

Налоговой базой по транспортному налогу являются:

— мощность двигателя в лошадиных силах — для транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств с реактивными двигателями);

— валовая вместимость в регистровых тоннах — для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств;

— паспортная статистическая тяга реактивного двигателя в килограммах силы — для воздушных транспортных средств с реактивным двигателем;

— единица транспортного средства — для остальных водных и воздушных транспортных средств.

Налоговую базу определяют отдельно по каждому транспортному средству (ст. 359 НК РФ).

В свою очередь, мощность двигателя определяют по данным, указанным в технической документации. Например, по данным паспорта транспортного средства (ПТС) (п. 18 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177). Если же в технической документации необходимые данные отсутствуют, то мощность транспортного средства определяют на основании экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ (п. 22 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177).

Для расчета налоговой базы по транспортному налогу мощность двигателя должна быть выражена в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Если в технической документации этот показатель выражен в кВт, то его нужно пересчитать по формуле: мощность двигателя, выраженную в кВт, умножить на 1,35962. Полученный результат округляется по правилам арифметики до второго знака после запятой. Такой порядок предусмотрен п. 19 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177.

Пример. Организация приобрела легковой автомобиль с мощностью двигателя 55,16 кВт. Налоговая база для расчета транспортного налога определяется так: 55,16 кВт x 1,35962 = 75 л. с.

Налоговые ставки

Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 361 НК РФ). Региональными законами могут быть предусмотрены другие налоговые ставки, увеличенные или уменьшенные, но не более чем в десять раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Кроме того, региональные законы могут предусматривать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории транспортных средств, количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Об этом сказано в п. 3 ст. 361 НК РФ.

Для расчета транспортного налога количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется в календарных годах. Количество календарных лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года. Отсчет лет начинается с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, и включает в себя год, за который уплачивается налог.

Транспортный налог рассчитывается в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ и региональными законами. Порядок расчета зависит от ��ого, установлены региональным законодательством отчетные периоды по транспортному налогу или нет. Если отчетные периоды не установлены, например, в Москве (Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33), то транспортный налог нужно платить один раз в год. Если отчетные периоды установлены, например, в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ), то в течение года организация должна рассчитывать авансовые платежи.

Читайте также:  Указ Президента РФ от 27.08.2022 № 586

Расчет транспортного налога

Чтобы рассчитать транспортный налог, необходимо определить налоговую базу и ставку налога.

Сумма налога

=

Налоговая база

х

Налоговая ставка

Что из себя представляет транспортный налог: общие положения

Транспортный налог является фискальным инструментом субъектов нашей страны. Это означает, что по сути этот налог относится к так называемым региональным налогам и в зависимости от региона система налога на транспорт может немного отличаться, особенно в части налоговых льгот и величины налоговых ставок. Ниже представлена таблица распределения полномочий по регулированию транспортного налога в нашей стране.

Уровни власти в РФ Полномочия в части транспортного налога Комментарии
Федеральный уровень Объект налогообложения (за что платим налог); порядок исчисления базы по налогу на транспорт (с какой суммы платим налог); налоговый период для данного вида налога (когда платим налог); максимальные и минимальные ставки, то есть определение границы по ставкам для региональной власти На федеральном уровне регламентируется основные положения по налогу, а также устанавливают границы, в пределах которых региональные власти могут корректировать данный налог
Региональный уровень Величину ставок на налог в пределах установленных границ на федеральном уровне; налоговые льготы; порядок уплаты налога; форму отчетности по данному налогу Данный налог позиционируют как компенсационный, то есть физическое или юридическое лицо компенсирует государству загрязнение окружающей среды в связи с использованием транспорта, а также пользованием местной дорожной инфраструктурой. От сюда и основная идея расчета налога: чем больше мотор, тем больше выхлопа, соответственно и сумма уплачиваемого налога должна быть больше. В рамках своих полномочий региональные власти имеют право корректировать данный налог в рамках существующей налогов политики региона

За какой транспорт можно не платить налог

Согласно второй части статьи № 358 НК РФ, существуют определенные виды ТС, которые не облагаются обязательными взносами. Освобождаются от транспортного налога владельцы:

  • весельных и маломощных лодок (до 5 л. с.);
  • тракторов, комбайнов и другой спецтехники, используемой для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • суда, находящиеся в собственности организаций, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов;
  • самолеты, вертолеты медицинских и санитарных учреждений;
  • легковые автомобили для инвалидов со специальными механизмами (до 100 л. с.);
  • суда, используемые для осуществления морского промысла.

Как оформить освобождение от уплаты

Порядок оформления освобождения от уплаты транспортного налога в 2021 году зависит от категории налогоплательщика. Физическим лицам нужно дождаться уведомления, а затем вместе с квитанцией прийти в ИФНС по месту жительства. Гражданину придется заполнить заявление для освобождения от уплаты налога. Пример заполнения есть в офисе ИФНС. Срок рассмотрения документов – 30 дней. Заявитель может получить уведомление на почту или в кабинете налогоплательщика.

При положительном решении в документе будет указан временной промежуток, в течение которого гражданину не надо платить транспортный налог. Если взнос был оплачен после появления у физлица права на льготу, то излишек средств можно вернуть. Для этого необходимо заполнить заявление на возврат налога. У гражданина есть право на перерасчет средств, уплаченных в последние 3 года. Если право на льготу возникло 7 лет назад, физлицу заплатят все равно только за последние 3 года.

Юридические лица для того, чтобы не платить транспортный налог в 2021 году, должны при заполнении декларации указать основание для применения льготы. Далее заполненный бланк с расчетами и пакетом документов отправляется в ФНС. Проверка расчетов и основания для освобождения от налога займет 30 дней.

Расчет транспортного налога

Порядок расчета налога определен в статье 362 НК РФ, а также в региональных законодательных актах. Формула расчета суммы отчислений для транспорта, который был зарегистрирован с начала отчетного года:

Сумма налога = Налоговая база * Налоговая ставка * Повышающий коэффициент (за дорогие авто)

Налоги за неполный год использования высчитываются с применением отдельного коэффициента использования ТС:

Сумма налога = Налоговая база * Налоговая ставка * Повышающий коэффициент (за дорогие авто) * Количество месяцев регистрации / 12 месяцев

Эта же схема работает и в случае, если ТС было зарегистрировано, а после снято с учета в течение одного отчетного года. При этом месяца регистрации и снятия с нее будут высчитываться как полные.

Что подразумевается под налоговой базой?

  • Мощность двигателя транспорта в лошадиных силах;
  • Валовая вместимость, выраженная в регистровых тоннах (применяется для водных несамоходных судов);
  • Единицы транспортного средства – для иных видов.

Порядок оплаты для юридических и физических лиц

Налог на транспорт (авансовые и окончательные платежи) оплачивается по месту фактического нахождения ТС. Для воздушных судов, речного и морского транспорта местом нахождения служит порт, к которому они приписаны или место государственной регистрации (если этого нет – адрес проживания собственника). Для остальных видов – место госрегистрации или проживания собственника.

Если в течение отчетного периода ТС было снято с регистрации, то при оплате налога учитываются особые коэффициенты. Они рассчитываются на основе целых месяцев использования транспорта и числа календарных месяцев общего налогового периода.

1 января 2016 года введено правило – регистрационный месяц признается полным, если автомобиль ставится на учет до 15 дня месяца (включительно). Для месяца снятия с регистрационного учета иное правило – полным месяц считается, если ТС было снято после 15 числа.

  • Оплата налога физическими лицами делается после уведомления, полученного по почте от налоговых органов. Налоговики сами рассчитают сумму налога на основе сведений о государственной регистрации ТС. В 2020 году налог нужно оплатить не позднее 1 декабря. Направить уведомление о налоговых сборах по установленной форме можно за срок, не превышающий 3 налоговых отрезка, которые предшествовали году его направления.
  • Юридические организации сами формируют отчетность по налогу и сумму авансовых платежей, которые выплачиваются не позднее конца месяца, следующего за налоговым периодом (первые 3 квартала года).

Сущность транспортного налога и его значение в экономике страны

Транспортный налог взимается в РФ с 1.01 2003 г.

С введением транспортного налога перестали взиматься: налог на пользователей автодорог, налог с владельцев автотранспортных средств, а также налог на транспортные средства, который взимался в составе налогов на имущество физических лиц.

Транспортный налог относится к региональным налогам. Он устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Общий порядок исчисления и взимания транспортного налога регламентируется главой 27 НК РФ. Субъекты РФ при введении транспортного налога определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также предусматривают налоговые льготы.

В соответствии со ст.356 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

  • Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
  • При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
  • Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
  • При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
  • В РФ введены минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней:
  • Таблица 2 – Размер поступлений налогов в бюджеты за 2006-2007гг
Вид налога Федеральный бюджет Бюджет субъекта РФ Местный бюджет
НДС
Акцизы на спирт, водку и ЛВИ
Акцизы на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары
Акцизы на остальные виды подакцизных товаров
Налог на прибыль предприятий
Налог на доходы физических лиц
Ресурсные налоги
Экологические налоги
Сборы за использование государственной символики РФ
Федеральные лицензионные сборы
Земельный налог
Налог на имущество предприятий и организаций
Транспортный налог


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *