Принцип платности и его реализация в законодательстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принцип платности и его реализация в законодательстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Земельный налог является формой платы за землю и устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок установления и введения налога действует в городах федерального значения.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

  • изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

  • из состава земель лесного фонда;

  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка) определяется в отношении каждого земельного участка (долей в праве общей собственности на земельный участок) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении земельных участков, собственниками которых признаются разные лица или установлены различные налоговые ставки.

Организации и индивидуальные предприниматели (в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им. Налоговая база для каждого физического лица определяется налоговыми органами.

Второй принцип земельного законодательства

Равновесие двух форм бытия земельных участков (речь идет об использовании и охране) обусловлено вторым принципом земельного права. При этом закрепляется приоритет охраны земельных участков до начала его эксплуатации. Этот принцип следует из ч.2 ст.36 Конституции РФ, на основе которой права на использование и распоряжение землей, а также иными природными ресурсами возможно собственниками на свободной основе, в ситуациях, если данные действия не опасны для окружающей среды и не противоречат правам и законным интересам других людей. Подробно речь о данном принципе идет в гл.2 «Охраны земель». На включение данного принципа в ст.1 ЗК РФ повлияла особая важность земли для жизни и работы человека, а также невосполнимость этого природного объекта. По данной причине в ЗК РФ выделена особая категория земель, имеющая особый правовой режим. Речь идет о землях особенно охраняемых объектов и территорий. Помимо этого правообладатели земли имеют особые обязанности относительно охраны земли.

Замечание 3

При нарушении соответствующих данному принципу правовых норм возможно наступление юридической ответственности. Так, на основании ст.254 УК РФ возможно наступление уголовной ответственности за порчу земли.

Четвертый принцип земельного законодательства

В основе четвертого принципа лежит регулирование участия людей, общественных и религиозных компаний в вопросах, которые касаются их прав на земли. Речь о данном принципе идет в ЗК РФ, в ряде актов экологического и градостроительного законодательства.

Замечание 5

Следует отметить, что в ЗК РФ совершенно не подробно раскрыт вопрос относительно возможного принятия участия в вопросах земли коллективов граждан. Речь в нем идет исключительно об общественных и религиозных компаниях.

Лучше дела обстоят в Законе «Об охране окружающей среды». В нем говорится об общественных и некоммерческих компаниях, так как к последним, помимо общественных и религиозных компаний, относятся и другие виды некоммерческих юридических лиц.

Экологическим законодательством предусмотрено несколько возможностей относительно участия в решении вопросов, которые затрагивают темы охраны земли, для некоммерческих экологических компаний. Среди данных возможностей выделяют организацию и проведение в соответствующем виде слушаний. На данных мероприятиях рассматриваются вопросы относительно планирования, размещения объектов, у которых деятельность хозяйственного или иного характера может навредить окружающему миру, угрожать здоровью, жизни или имуществу людей. Помимо этого организуют и проводят общественные экологические экспертизы, подают в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления, и суды обращения относительно отмены решений относительно проектирования, размещения, строительства, реконструкции, использования объектов, которые имеют хозяйственную и иную деятельность, которая вероятно окажет не положительное воздействие на окружающий мир, также подают обращения относительно ограничения, остановки и прекращения деятельности хозяйственного или иного характера, которая оказывает неблагоприятное воздействие на окружающий мир. Также в суд предъявляются иски относительно возмещения вреда окружающего мира, организуются собрания, митинги, демонстрации и шествия, собираются подписи под петициями, вносятся предложения относительно проведения референдума на тему охраны окружающего мира и обсуждаются проекты, которые затрагивают вопросы окружающего мира и др.

Замечание 6

Такой же большой спектр возможностей людей и компаний относительно решения тем в использовании земли предусмотрен градостроительным законодательством.

Четвертый и пятый принцип

Четвертое правило регулирует участие общественных объединений (организаций), отдельных граждан и религиозных структур в решении вопросов, которые касаются их прав на землю. Оно подробным образом детализируется в статьях 23, 31 и 34 Земельного кодекса, а также в актах градостроительного и экологического законодательства. Этот принцип, определенный подпунктом 4 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, в первую очередь развивает соответствующее положение Конституции касательно того, что земля является народным достоянием. Так, названный принцип должен учитываться при реализации любого применения земли, которое затрагивает общественные интересы.

Пятое положение устанавливает единство судьбы участков земли, а также объектов, которые прочно к ней привязаны. В соответствии с данным правилом все объекты разделяют судьбу с соответствующими участками. Исключение составляют случаи, установленные законами федерального уровня. Стоит отметить, что подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ определено положение, которое касается одной из сложнейших проблем регулирования земельных отношений в современности. Дело в том, что следование судьбе участка земли для недвижимого имущества, которое расположено на нем, может приравниваться к следованию общему законодательному режиму земли при использовании недвижимого имущества, другими словами, к изменению характера применения недвижимости в случае изменения целевого назначения участка. Тем не менее правовое регулирование применения земли и недвижимого имущества на ней не может ограничиваться лишь приведенным правилом. После вхождения участков в оборот одной из наиболее важных задач правового характера становится гармонизация законодательства касательно оборота данных разновидностей имущественных комплексов.

Экономический механизм регулирования земельных правоотношений

Использование земель является платным и расценивается не только как мера административного наказания и юридического контроля всех пользователей земельными участками, но и способ регуляции правоотношений между государством и владельцами земель, а также стабилизации законодательной базы в земельной сфере. Таким образом, передовыми целями платности использования земельных ресурсов являются:

  • максимальное стимулирование пользователей земельных территорий к рациональному распоряжению имуществом, а также принятию мер по охране и качественному освоению земель. Такие мероприятия позволяют значительно повысить плодородные свойства почвы;
  • повышение интересов производителей и пользователей в эффективности и оптимизации использования земельных природных ресурсов;
  • в качестве регулирующего инструмента, который способствует нормализации социально-экономических условий эксплуатации на земельных территориях, качество которых существенно отличается между собой;
  • создание материального интереса пользователей и владельцев в максимальном сохранении и восстановлении земли;
  • всяческое развитие социальной и транспортной инфраструктуры в населенных пунктах;
  • в качестве финансового источника для осуществления мероприятий по восстановлению и улучшению свойств земельных ресурсов;
  • формирование финансовых фондов, которые занимаются оплатой возведения проектов инфраструктуры.
Читайте также:  Со скольки лет можно менять фамилию в паспорте

Основными формами платы за использование земли являются следующие разновидности финансовых взносов, которые отличаются между собой кругом лиц, которые вносят взносы, и периодичностью отчисления:

  • Обязательный земельный налог – форма земельных взносов, которая вносится ежегодно всеми владельцами земельных территорий (собственниками и пользователями), за исключением арендаторов.

Сумма налога на оплату земли абсолютно не зависит от вида и результатов хозяйственной деятельности, а также особенностей эксплуатации территорий всеми владельцами – собственниками и пользователями. Налог выступает в форме стабильных взносов за определенную единицу земли за календарный год;

  • Арендная оплата взимается арендодателем за все территории, которые предоставляются в пользование арендаторам на основе условий договора об аренде;
  • Нормативные цены на земельные территории предусматриваются для использования при заключении любых сделок с земельной недвижимостью (покупки или продажи), которые предусмотрены законодательством.

Помимо этого, нормативная цена используется в процессе получения финансового кредита в банковских заведениях, если залогом выступают земельные участки. Нормативная плата вычисляется с учетом качества почвы и места расположения участка, а также исходя из будущего возможного дохода в процессе использования, который может получить пользователь за определенный срок окупаемости.

Земельный налог контролируется и устанавливается согласно с действующим земельным законодательством. Право контролировать и требовать оплаты земельного налога имеют право следующие организации:

  • муниципальные субъекты государства;
  • органы государственной власти городов федеративного значения.

Стороной, которая должна уплачивать все налоговые взносы с соблюдением всех сроков и нормативов, являются следующие лица:

  • юридические лица, промышленные предприятия и организации или физические лица, которые владеют земельными территориями на праве законной собственности, бессрочного использования на постоянной основе или наследуются на пожизненной основе, которые были признаны объектом налогообложения;
  • компании и организации, которые являются владельцами паевых инвестиционных фондов, состоящих из отдельных земельных участков;

Не являются налогоплательщиками физические и юридические лица, которые используют земельные территории на основе договора аренды или же владеют участками, которые предоставляются на праве бесплатного пользования на определенный срок.

Плательщиками арендной платы являются все юридические и физические лица, которые пользуются и распоряжаются земельными территориями на основе договора об аренде в качестве арендатора. Арендная плата за использование земельных территорий устанавливается следующими учреждениями:

  • Правительством РФ;
  • органами государственной власти и федеральными субъектами;
  • муниципальными органами местного самоуправления.

Порядок уплаты земельного налога предусматривает не только внесение взносов, но и предоставление налоговых льгот, а также установление размера не облагаемой налогом суммы для определенного круга плательщиков.

Сроком выплаты налогов является налоговый период, который соответствует календарному году.

Для индивидуальных предпринимателей отчетным периодом является первый, второй и третий квартал календарного года. Порядок исчисления и уплаты налога на землю устанавливается законодательной базой и нормативными актами муниципальных органов самоуправления, на территории которых налог будет обязателен к оплате всеми плательщиками.

ВС закрепил принцип платности землепользования

  • Миграционное право
  • Защита прав потребителей
  • Административное право
  • Гражданское право
  • Земельное право
  • Спорт и право
  • Юридическая поддержка в получении патентов на работу
  • Разрешение на временное проживание
  • Помощь юристов в получении временной регистрации
  • Семейное право
  • Жилищное право
  • Трудовое право
  • Уголовное право
  • Уголовный кодекс РФ (УК РФ)
  • Ювенальное право
  • Образцы документов — формы, бланки, формуляры
  • Страховое право
  • Банковское право
  • Финансовое право
  • Инвестиционное право
  • Международное право
  • Экономика и право

В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Земельного кодекса РФ, пунктом 5 статьи 274 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Государственная кадастровая оценка земель (ГКОЗ) в современной России является мощным и перспективным экономическим инструментом государственного управления земельными ресурсами. Единая методическая база оценки, достаточно высокий уровень организации и ведения оценочной деятельности, постоянное повышение информационного кадастрового потенциала позволяют рассчитывать на максимальную публичную достоверность результатов кадастровой оценки земель в целях реализации принципа платности землепользования. В 1999 году, в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель Правительство Российской Федерации постановило провести в 1999 — 2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. При этом финансирование работ по государственной кадастровой оценке земель было предусмотрено за счет средств от взимания земельного налога и арендной платы за землю, зачисляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Прежде всего нормативно закреплено понятие государственной кадастровой оценки как совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Принцип платности и его реализация в законодательстве

Заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным.

Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны, на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается Земельным кодексом РФ (ст. 23). При этом выделяется частный и публичный сервитут. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Новацией Земельного кодекса РФ является то, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

Читайте также:  Минимальная пенсия инвалида 3 группы в России

3) земельные участки из состава земель лесного фонда;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Плательщиками ЗН признаются организации и физические лица, обладающие ЗУ на ПС, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Экономический механизм регулирования земельных правоотношений

Земельный налог контролируется и устанавливается согласно с действующим земельным законодательством. Право контролировать и требовать оплаты земельного налога имеют право следующие организации:

  • муниципальные субъекты государства;
  • органы государственной власти городов федеративного значения.

Стороной, которая должна уплачивать все налоговые взносы с соблюдением всех сроков и нормативов, являются следующие лица:

  • юридические лица, промышленные предприятия и организации или физические лица, которые владеют земельными территориями на праве законной собственности, бессрочного использования на постоянной основе или наследуются на пожизненной основе, которые были признаны объектом налогообложения;
  • компании и организации, которые являются владельцами паевых инвестиционных фондов, состоящих из отдельных земельных участков;

Не являются налогоплательщиками физические и юридические лица, которые используют земельные территории на основе договора аренды или же владеют участками, которые предоставляются на праве бесплатного пользования на определенный срок.

Плательщиками арендной платы являются все юридические и физические лица, которые пользуются и распоряжаются земельными территориями на основе договора об аренде в качестве арендатора. Арендная плата за использование земельных территорий устанавливается следующими учреждениями:

  • Правительством РФ;
  • органами государственной власти и федеральными субъектами;
  • муниципальными органами местного самоуправления.

Порядок уплаты земельного налога предусматривает не только внесение взносов, но и предоставление налоговых льгот, а также установление размера не облагаемой налогом суммы для определенного круга плательщиков.

Сроком выплаты налогов является налоговый период, который соответствует календарному году.

Для индивидуальных предпринимателей отчетным периодом является первый, второй и третий квартал календарного года. Порядок исчисления и уплаты налога на землю устанавливается законодательной базой и нормативными актами муниципальных органов самоуправления, на территории которых налог будет обязателен к оплате всеми плательщиками.

Статья 1 Земельного кодекса. Основные принципы земельного законодательства

  • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р (ред. от 27.08.2021)

    «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)

  • Распоряжение Правительства РФ от 24.08.2021 N 2338-р

    «О реализации инвестиционного проекта «Создание театрально-образовательного и музейного комплекса в г. Владивостоке»»

  • Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2021 N 1152-р (ред. от 21.07.2021)

    «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации»

Все документы >>>

  • Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.07.2021 N АКПИ21-410

    «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 1 требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439»

  • Письмо Росреестра от 01.12.2020 N 13-00433/20

    «Об указании в межевом плане вида разрешенного использования земельного участка»

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2020 N 48-П

    «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Волкова»

Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов и его реализация в законодательстве.

Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости — один из основных принципов земельного законодательства. Согласно этому принципу все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка, если законодательством не установлено иное. Данный принцип реализуется при совершении сделок с земельными участками и объектами недвижимости, находящимися на них. Например, в соответствии с п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отдельных случаев. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Данный принцип реализуется и в отношении арендаторов зданий, строений и сооружений. Согласно ст. 652 ГК РФ арендатор зданий, строений и сооружений имеет право на земельный участок, занятый перечисленными объектами и необходимый для их использования. Если в договоре аренды зданий, строений и сооружений не определен вид права на земельный участок, у арендатора перечисленных объектов возникает право пользования соответствующей частью земельного участка. По мнению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ арендатор здания, строения, сооружения не вправе обращаться в суд с требованием о понуждении к заключению соответствующего договора в отношении земельного участка, так как права на земельный участок у него возникают в силу закона (п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Принцип платности и его реализация в законодательстве.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»).
В настоящее время Государственная Дума активно рассматривает вопрос о введении единого налога на недвижимость, заменяющего собой земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами в данной области являются:
1) споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков;
2) пользование земельным участком без оформления соответствующих документов, что приводит к неосновательному обогащению пользователя;
3) споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

Правовая природа и формы обязательных земельных платежей

Стоимость земли и плата за землю, как социально-экономические категории, должны быть и являются отражением восприятия человечеством ценности и полезности земли в устройстве бытия и в сфере хозяйствования. Механизм этого сложного восприятия объясняет экономическая теория земельной ренты.

Нормативное регулирование платы за землю выражается, прежде всего, в законодательном закреплении форм платы за землю, при этом земельная рента и инструмент ее определения – оценка земли, являются экономической основой реализации принципа платности землепользования. Как экономико-правовой институт, плата за землю выступает важнейшим регулятором землепользования и земельного рынка в России. В условиях рыночной экономики учет закономерностей рентообразования в сфере природопользования имеет особую значимость. Справедливое перераспределение природной, и, в частности, земельной ренты в национальном масштабе играет определяющую роль в обеспечении прогрессивного развития нашей страны. Применению теории земельной ренты к современным условиям землепользования посвящены ряд экономических научных исследований1. Учёные обосновывают, что в условиях установления различных форм собственности на землю необходимо научно-обоснованное, адекватное современным условиям хозяйствования и землепользования изъятие земельной ренты в пользу общества, при этом природу земельной ренты не ограничивают реализацией частной собственности на землю, а видят в рентообразовании проявление созидательной способности земли, которая является ценнейшим потенциалом экономического роста и развития общества. Полагаю, что земельная рента является национальным достоянием и должна принадлежать обществу для развития социальной инфраструктуры. Однако сегодня российская экономика в сфере природопользования следует иным путём – большая часть изъятой природной ренты превращается в виртуальные финансовые инструменты, служащие интересам частного капитала, и не формирует российское общественное благо. Как экономическая доктрина, теория ренты объясняет причины, условия и источник возникновения земельной ренты, выделяет ее виды, а также объясняет механизмы изъятия и распределения земельной ренты. Понятием «рента» обозначают регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий предпринимательской деятельности, а в более узком значении – цену за использование земли и других ограниченных природных ресурсов. Функционально земельная рента проявляет себя как основной фактор стоимости земли и распределения видов деятельности по территории, как объект налогообложения в целях выравнивания условий землепользования. Источники возникновения земельной ренты предопределили три ее основные исторические формы – отработочная, продуктовая и денежная. В условиях рабовладельческого строя земельная рента создавалась рабами и как дополнительный продукт полностью присваивалась рабовладельцами. В условиях феодального строя, когда также преобладало натуральное производство, земельная рента приняла форму отработочной; в России она была представлена в виде барщины, которую крепостные крестьяне должны были отрабатывать бесплатно в феодальном поместье. Продуктовая рента выплачивалась земельному собственнику в натуральной форме и принимала форму оброка. Эта форма ренты оценивается как более прогрессивная, так как создавала у крестьян стимулы к более производительному труду для самостоятельного распоряжения долей сверх оброка. Денежная рента представляет собой последнюю и окончательную форму земельной ренты, которая получила свое развитие в условиях капитализма и существует по настоящее время. Возникновению денежной ренты предшествовало становление товарного производства вследствие развития процессов обобществления производства, разделения труда и обособления товаропроизводителей.

Читайте также:  Госпрограмма переселения соотечественников в Россию в 2023 году

Согласно классической теории земельной ренты виды земельной ренты определяются условиями её возникновения: абсолютная и монопольная земельная рента связана с наличием и монополизацией частной собственности на землю; дифференциальная рента подразделяется на дифференциальную ренту первого вида, возникающую из-за различий в плодородии и местоположении земельных участков, и дифференциальную ренту второго вида, обусловленную неравной эффективностью добавочных вложений труда и капитала в землю различного качества. Взаимосвязь видов дифференциальной ренты определяется её зависимостью от природно-экономических условий хозяйствования. Не является рентным дополнительный организационно-хозяйственный доход, производный от лучших организации управления и технологий.

Неоклассическая теория земельной ренты основана на концепции предельного продукта и предельной отдачи, то есть такого состояния в земледелии, когда наступает предел достаточности, эквивалентной вложенным в землю труду и капиталу. Сегодня интерес к исследованию проблем образования и распределения экономической ренты не ослабевает. Например, сформулировано понятие экологической земельной ренты1, что указывает на признание законодательно установленного приоритета использования земли как средства производства в сельском хозяйстве с учётом её свойств как природного объекта. Изучение исторически сложившихся и современных экономических подходов в теории и практике формирования и распределения земельной ренты позволяют утверждать, что в доброкачественных рыночных условиях в виде платы за землю государство вправе изымать только абсолютную ренту и дифференциальную ренту, связанную с качеством (плодородие, инфраструктура) и местоположением (рынок сбыта, центр города) земельных участков. В случае включения в плату за землю дифференциальной ренты, определяемой качеством земельных участков, обязательным является целевое расходование средств на улучшение земель. Организационно-технологический доход, созданный за счет собственных вложений труда и средств землепользователя, должен оставаться в его распоряжении.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.

4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.

8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются федеральными законами.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

13. Государственное регулирование приватизации земли.

Большое значение среди источников земельного права имеют нормативные акты высшей юридической силы – законы. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Конституцией РФ устанавливается взаимоотношение нормативных актов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. Конституцией РФ и ЗК рФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы федеральными законами. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ЗК РФ значительное число вопросов подлежит регулированию только федеральными законами.

Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения с земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *