Налоговые агенты их права и обязанности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые агенты их права и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения. Налоговые органы РФ – это единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой власти-подчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих деятельность контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющихся и агентами валютного контроля.

Неисполнение обязанностей налогового агента

Если какие-либо обязанности агентом не выполняются, органы ФНС могут применить соответствующие санкции.

Ответственность налоговых агентов наступает, когда налог с налогоплательщика не удержан/не перечислен в бюджет, или удержание и перечисление произведено, но лишь частично. Налогового агента ожидает штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и уплате, а также пени. Применить данную меру налоговики могут, только когда агент имел возможность удержать налог с налогоплательщика (ст. ст. 75, 123 НК РФ).

Если налоговый агент не подаст в установленный срок необходимую отчетность в ИФНС, он также будет оштрафован. За несданную, или поданную невовремя декларацию налоговому агенту грозит 5% штрафа, исчисляемого от суммы, неуплаченной по этой декларации, за каждый полный и неполный просроченный месяц со дня, установленного для ее подачи. При этом максимальный размер штрафа ограничен 30% от этой суммы, а его минимум составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Невовремя сданный налоговым агентом расчет 6-НДФЛ обойдется агенту в 1000 рублей штрафа за каждый полный и неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). При отсутствии справок о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ, налоговому агенту придется заплатить по 200 рублей штрафа за каждую из несданных справок (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сдача налоговым агентом отчетности, содержащей недостоверные показатели и данные, грозит ему штрафом в 500 рублей за каждый подобный документ (ст. 126.1 НК РФ).

Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

Государственная (национальная) налоговая администрация – это совокупность государственных структур исполнительной власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем осуществления мероприятий государственного налогового администрирования, реализуемых с целью защиты механизма налогообложения.

Налоговая администрация – это институт государственного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по достижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.

Понятие «государственная налоговая администрация» может быть тождественно понятию «налоговая администрация» в том случае, если речь не идет о системе негосударственного управления в сфере налогообложения или системе налогового администрирования на международном уровне.

Функционирование системы государственной налоговой администрации предполагает решение задач по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также профилактики, выявления, раскрытия, расследования фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществления мер по возмещению ущерба государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

На систему государственной налоговой администрации возлагается выполнение двух генеральных функций в налоговой сфере: контрольной и правоохранной.

В результате контрольной деятельности системы налоговой администрации происходит выявление фактов нестандартного, отклоняющегося поведения налоговых субъектов. Следует обратить внимание, что результаты носят сугубо констатационный характер. С содержательной точки зрения по ее результатам контрольной деятельности можно лишь сделать вывод о том, были ли выявлены факты нестандартного поведения налогового субъекта. Оценка характера, установление причин и последствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят. Ответы на эти вопросы получают в ходе следственной деятельности системы налоговой администрации.

Читайте также:  Как усыновить младенца из роддома в Тюмени

Правоохранная деятельность системы налоговой администрации заключается во всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указывающей на возможное проблемное поведение налогового субъекта, и принятии адекватных мер по пресечению противоправного поведения.

Права органов налоговой администрации. Органы налоговой администрации действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Они осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных НК и федеральными законами, определяющими порядок их организации и деятельности.

Особенности взаимодействия между отдельными элементами системы налоговой администрации определяются на основании заключенных между ними соглашений о взаимодействии. Налоговым кодексом предусмотрено, что органы налоговой администрации информируют друг друга об имеющихся у них материалах:

– о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях;

– принятых мерах по их пресечению;

– проводимых ими налоговых проверках.

Органы налоговой администрации вправе осуществлять обмен иной необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Ответственность органов налоговой администрации. Органы налоговой администрации несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Должностные лица органов налоговой администрации не вправе приобретать имущество налогоплательщика, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.

Причиненные при проведении налогового контроля неправомерными действиями убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

За причинение убытков в результате совершения неправомерных действий органы налоговой администрации несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц органов налоговой администрации, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Особенности правового положения налоговых агентов

Налоговым кодексом обозначено назначение деятельности налоговых агентов, прописаны их права и обязанности. Перечень прав налоговых агентов идентичен комплексу государственных гарантий, предоставляемых всем категориям налогоплательщиков. Спектр обязанностей приведен в п. 3 ст. 24 НК РФ:

  • организовать учет доходных начислений в пользу налогоплательщиков;
  • обеспечить достоверность и полноту учетных данных по доходным операциям налогоплательщика, суммам налоговых удержаний из них и произведенных платежах в бюджет;
  • обязанности налоговых агентов выполняет работодатель по отношению к наемному персоналу, если у него нет возможности произвести удержание НДФЛ с заработка отдельного физического лица, налоговики должны быть своевременно уведомлены об этом (такая ситуация возможна при выплате дохода в натуральной форме);
  • уведомлять налоговый орган о произведенных начислениях по доходам в пользу налогоплательщиков, удержанных суммах подоходного налога, фактически перечисленных средствах.

Данные о налоговых удержаниях должны храниться субъектом хозяйствования не менее 4 лет. Правовой статус налогового агента не позволяет ему на свое усмотрение регулировать размеры производимых удержаний или изменять порядок взаимодействия с бюджетными структурами. Законодательством гарантирована возможность получения агентами административной поддержки от государства, при необходимости – судебной защиты.

В НК РФ в статьях 21-22 обозначены основные права налоговых агентов:

  • получение достоверных и актуальных сведений о порядке налогообложения от сотрудников ФНС;
  • применять предусмотренные законодательством льготы и вычеты;
  • оформлять инвестиционный кредит при наличии оснований;
  • производить сверку расчетов с контролирующими органами с возможностью последующего зачета или возврата обязательств;
  • представлять в налоговую инспекцию пояснения по отчетности.

КБК для перечисления сумм налога

В 2020-2021 годах действуют следующие КБК НДФЛ (приказы Минфина России от 29.11.2019 № 207н, от 08.06.2020 №99н):

  1. 182 1 0100 110 — код для перечисления НДФЛ с доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. Исключением являются доходы, полученные в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ.
  2. 182 1 0100 110 — код для перечисления НДФЛ, полученного физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, нотариусом либо адвокатом или лицом, осуществляющим иную предпринимательскую деятельность по ст. 227 НК РФ.
  3. 182 1 0100 110 — перечисление налога с доходов физических лиц, полученных по ст. 228 НК РФ.
  4. 182 1 0100 110 — код для перечисления налога с доходов иностранных граждан, осуществляющих деятельность в соответствии с патентом. Платеж НДФЛ представляет собой в данном случае фиксированный авансовый платеж и совершается на основании ст. 227.1 НК РФ.
Читайте также:  Какие выплаты положены ребенку инвалиду в 2023 году и его родителям

С нюансами при уплате НДФЛ можно ознакомиться в рубрике «Сроки и порядок уплаты НДФЛ».

Налоговые агенты, в большинстве случаев, это лица, которые выплачивают другим субъектам доходы: работодателям; банкам, которые занимаются выплатой доходов физическим лицам; российским организациям, которые осуществляют выплаты иностранным физическим и юридическим лицам; депозитариям, которые ведут учет прав по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, при осуществлении выплат доходов физическим лицам.

Замечание 1

Институт налоговых агентов обуславливается тем, что государству необходимо осуществлять текущий финансовый контроль за тем, как осуществляют свою деятельность налогоплательщики. У налоговых органов нет ресурсов на оперативный и постоянный контроль финансово-хозяйственной деятельности тем, кто платит налоги и сборы, по этой причине лица, которые являются источником доходы, получают права и обязанности налоговых агентов.

Общие положения о правах и обязанностях налоговых агентов

Статус, права и обязанности налогового агента раскрыты в ст. 24 НК РФ.

Самым ярким примером налогового агента является работодатель, выплачивающий доход работнику. Также в качестве примера налогового агента можно привести российскую организацию, выплачивающую денежные средства иностранной организации, не осуществляющей деятельности в РФ через постоянное представительство.

В п. 1 ст. 24 НК РФ раскрыто понятие «налоговый агент».

Согласно данной норме налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Из данного определения становится ясно, что основной функцией налогового агента является исчисление, удержание и перечисление налога за налогоплательщика в бюджет РФ.

При этом удержанные налоги налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком (п. 4 ст. 24 НК РФ). Порядок перечисления налога в бюджет для налогоплательщиков содержится в ст. 45 НК РФ, и, соответственно, положения данной нормы законодательства распространяются и на налоговых агентов.

Однако обязанности налогового агента не ограничиваются перечисленными выше функциями.

Пункт 21 Постановления Пленума ВАС РФ N 57

Пленум ВАС РФ в п. 21 Постановления N 57 разъяснил, что в силу ст. 123 НК РФ с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика.

Пленум ВАС РФ подчеркнул, что необходимо учитывать, что правонарушение в виде неправомерного неудержания и (или) неперечисления (неполного удержания и (или) перечисления) в установленный НК РФ срок сумм налога может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать и перечислить соответствующую сумму, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

Как уже было изложено ранее (п. 21 Постановления N 57, ст. 123 НК РФ), налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Решения арбитражных судов

Арбитражным судом первой инстанции требования предприятия были удовлетворены. При этом суд исходил из того, что предприятие исполнило свои обязательства перед бюджетной системой РФ, поскольку исчислило, удержало и перечислило НДФЛ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом суд исходил из того, что согласно пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ обязательными реквизитами в платежном поручении, без которого обязанность по уплате налога не считается исполненной, являются номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя.

По мнению суда первой инстанции, неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, так как налог в бюджетную систему РФ предприятием перечислен в установленный срок. Суд также указал, что налоговое законодательство не связывает неверное оформление платежных документов с фактом неуплаты налога.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Читайте также:  Первые документы на ребёнка. Первые документы новорожденного: свидетельство о рождении, гражданство, медполис

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

В общем случае на налогового агента возложены следующие обязанности (п. 3 ст. 24 НК РФ):

  • правильно исчислять, своевременно удерживать и перечислять налоги;
  • письменно сообщать налоговикам о невозможности удержать налог. На это агенту отводится один месяц со дня, когда он узнал о таких обстоятельствах;
  • вести учет доходов каждого налогоплательщика, а также удержанных налогов;
  • представлять в налоговую инспекцию документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Сразу скажем, что этот перечень не исчерпывающий. В каждом конкретном случае на агента возлагаются и другие обязанности. Например, налоговые агенты по НДФЛ обязаны выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога (по форме № 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@).

То…

Налогоплательщик — физическое лицо или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.

НКРФ определены след. права налогоплат-ка: 1) получать от нал.органов бесплатную инф-ю о действ-х налогах и сборах; 2)получать от МинФина РФ письменные разъяснения по вопросам применения закон-ва РФ о налогах и сборах; 3) Исп-ть нал.льготы при наличии оснований; 4) Присутствовать при проведении выездной нал.проверки; 5)Получать копии акта нал.проверки; 6)На возмещении в полном объеме убытков, причиненных неправомерными действиями нал-х органов; 7) Право на возвраи излишне уплаченных сумм налога; 8) Требовать соблюдения нал.тайны; 9) Обжаловать в установленном порядке акты нал.органов.

Налоплат-ки обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) вставать на учет в нал.орган; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообл-я; 4) представлять в нал.орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, кот-е они обязаны уплачивать, а также документы, необх. для их исчисления; 5) выполнять законные требования нал.органов об устранении выявлении нарушений нал.закон-ва; 6) в теч 4-х лет обеспечивать сохранность данных б/уч и др.док-в необх-х для исчисления и уплаты налогов.

Налог на добавленную стоимость

Деятельность зарубежных фирм или предпринимателей на территории России по реализации товаров, услуг или работ, не обязательно подразумевает учет в ИФНС. В виде агента может выступать покупатель (юрлицо или ИП), производящий необходимые фискальные перечисления на основании агентских договоров. Для этого необходимо правильное составление счета-фактуры, с указанием данных иностранного контрагента и регистрацией в книге покупок и продаж. После проведения всех финансовых операций НА предоставляет декларацию для системы налогообложения в установленные сроки.

Другой случай, когда агенты выплачивают налог на добавленную стоимость, возникает в случае аренды муниципальной или государственной недвижимости (или другого имущества) у органов власти. Арендатор государственной или муниципальной собственности в этом случае сам платит НДС и предоставляет декларацию в ИФНС, к которой он относится. Срок подачи – до 25 числа первого месяца следующего квартала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *