Принцип запрета принудительного труда. Реализация в трудовом праве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принцип запрета принудительного труда. Реализация в трудовом праве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Комментируемая статья основана на положениях ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей, что принудительный труд запрещен. Принцип запрещения принудительного труда, закрепленный в ст. 2 ТК как один из общепризнанных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, получил свое полное развитие в комментируемой статье. Данный принцип взаимосвязан с другими основными принципами, закрепленными в ст. 2 ТК: о запрещении дискриминации и о свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Запрещение принудительного труда невозможно без свободного труда или при дискриминации, ибо само принуждение к труду содержит отрицание свободы труда. В такой же мере свобода труда невозможна без запрещения принудительного труда или запрета дискриминации.

Комментарий к статье 4 ТК РФ

В ч. 2 настоящей статьи определяются принудительный труд и его формы в соответствии с положениями ч. 2 ст. 8 Международного пакта ООН «О гражданских и политических правах» (1966 г.) , ч. 2 ст. 4 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» (1950 г.; с изм. от 13.05.2004) и Конвенциями МОТ: N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.) , N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) . В ч. 2 комментируемой статьи дано определение принудительного труда, в основе которого воспроизводятся положения Конвенции МОТ N 29. Согласно этой Конвенции принудительный или обязательный труд означает «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг» (ч. 1 ст. 2 Конвенции) .

———————————
БВС РФ. 1994. N 12.
СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514; N 20. Ст. 2143; 2001. N 2. Ст. 163; 2010. N 6. Ст. 567.
ВВС СССР. 1956. N 12. Ст. 253.
СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1348.
В ТК определяется, что принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия, в том числе в качестве поддержания трудовой дисциплины).

Часть 3 комментируемой статьи также относит к принудительному труду работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) и от которой он может отказаться в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы (ст. 142 ТК) либо при несоблюдении требований охраны труда, угрожающих его жизни и здоровью (ст. 220 ТК).

Эти положения выходят за рамки общепринятого понятия принудительного труда по сравнению с указанными Конвенциями МОТ. Но выполнение работы, если нарушаются сроки выплаты заработной платы или она выплачивается не в полном размере либо существует угроза жизни или здоровью работника, — это нарушения основных прав работника на оплату и охрану труда, гарантированных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37).

Принцип запрещения принудительного труда нашел свое воплощение в ТК (см. ст. ст. 142, 220, 236, 237 и коммент. к ним). При этом установлено, что в случае допущенных нарушений работодателем в оплате труда работника он вправе приостановить работу в порядке, предусмотренном ст. 142 ТК, на весь период до выплаты задержанной суммы с учетом денежной компенсации, установленной ст. 236 ТК, и возможной компенсацией морального вреда согласно ст. 237 ТК.

В соответствии со ст. 219 ТК работник вправе отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом) до устранения такой опасности. Кроме того, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения такой опасности либо отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (см. ст. 220 ТК).

Часть 4 комментируемой статьи приведена в полное соответствие с Конвенцией «Относительно принудительного или обязательного труда», из которой следует, что не считается принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае войн или бедствия или угрозы бедствия и др., и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.

Прежде всего принудительный труд не включает в себя работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе. Это предусмотрено:

1) ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 21.11.2011) ;

———————————
СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; N 30. Ст. 3613; 2000. N 33. Ст. 3348; N 46. Ст. 4537; 2001. N 7. Ст. 620, 621; N 30. Ст. 3061; 2002. N 7. Ст. 631; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 30. Ст. 3029, 3030, 3033, 3111; 2003. N 1. Ст. 1; N 8. Ст. 709; N 27. Ст. 2700; N 46. Ст. 4437; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 8. Ст. 600; N 17. Ст. 1587; N 18. Ст. 1687; N 25. Ст. 2484; N 27 (ч. 1). Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4848; 2005. N 10. Ст. 763; N 14. Ст. 1212; N 27. Ст. 2716; N 29. Ст. 2907; N 30 (ч. 1). Ст. 3110, 3111; N 40. Ст. 3987; N 43. Ст. 4349; N 49. Ст. 5127; 2006. N 1. Ст. 10; 22; N 11. Ст. 1148; N 19. Ст. 2062; N 28. Ст. 2974; N 29. Ст. 3121, 3122, 3123; N 41. Ст. 4206; N 44. Ст. 4534; N 50. Ст. 5281; 2007. N 2. Ст. 362; N 16. Ст. 1830; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5418; N 49. Ст. 6070, 6074; N 50. Ст. 6241; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5746; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 18 (ч. 1). Ст. 2149; N 23. Ст. 2765; N 26. Ст. 3124; N 48. Ст. 5735, ст. 5736; N 51. Ст. 6149; N 52 (ч. 1). Ст. 6404; 2010. N 11. Ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31. Ст. 4192; N 49. Ст. 6415; 2011. N 1. Ст. 16; N 27. Ст. 3878; N 30 (ч. 1). Ст. 4589; РГ. 2011. 26 нояб.

2) ст. ст. 10, 26, 27 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 21.04.2011) ;

———————————
СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. 2). Ст. 12; 2000. N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 31. Ст. 3173; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 46. Ст. 4437; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 18. Ст. 1687; N 30. Ст. 3089; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, 2; N 6. Ст. 637; N 19. Ст. 2062, 2067; N 29. Ст. 3122; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; N 43. Ст. 4415; N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 41; N 2; Ст. 360; N 10. Ст. 1151; N 13. Ст. 1463; N 15. Ст. 1820; N 26. Ст. 3086, 3087; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5431; N 49. Ст. 6072; N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799; N 29 (ч. 1). Ст. 3411; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4983; N 45. Ст. 5149; N 49. Ст. 5723; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1263; 2009. N 30. Ст. 3739; N 52 (ч. 1). Ст. 6415; 2010. N 30. Ст. 3990; N 50. Ст. 6600; 2011. N 1. Ст. 16, ст. 30; N 17. Ст. 2315.

3) п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2011) ;

———————————
СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 6; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; N 15. Ст. 1276; N 52 (ч. 1). Ст. 5598; 2006. N 28. Ст. 2974; N 29. Ст. 3123; N 50. Ст. 5279; 2007. N 26. Ст. 3076; N 27. Ст. 3213; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 15. Ст. 1779; N 45. Ст. 5270; 2010. N 19. Ст. 2283, ст. 2291; N 31. Ст. 4192; N 52 (ч. 1). Ст. 6992; 2011. N 15. Ст. 2019.

4) ст. 10 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2010) ;

———————————
СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1014; 1998. N 29. Ст. 3395; 2000. N 32. Ст. 3341; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10; N 6. Ст. 637; N 44. Ст. 4534; 2010. N 11. Ст. 1176.

Комментарий к статье 4 ТК РФ

Комментируемая статья основана на положениях ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей, что принудительный труд запрещен. Принцип запрещения принудительного труда, закрепленный в ст. 2 ТК как один из общепризнанных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, получил свое полное развитие в комментируемой статье. Данный принцип взаимосвязан с другими основными принципами, закрепленными в ст. 2 ТК: о запрещении дискриминации и о свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Запрещение принудительного труда невозможно без свободного труда или при дискриминации, ибо само принуждение к труду содержит отрицание свободы труда. В такой же мере свобода труда невозможна без запрещения принудительного труда или запрета дискриминации.

В ч. 2 настоящей статьи определяются принудительный труд и его формы в соответствии с положениями ч. 2 ст. 8 Международного пакта ООН «О гражданских и политических правах» (1966 г.) , ч. 2 ст. 4 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» (1950 г.; с изм. от 13.05.2004) и Конвенциями МОТ: N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.) , N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) . В ч. 2 комментируемой статьи дано определение принудительного труда, в основе которого воспроизводятся положения Конвенции МОТ N 29. Согласно этой Конвенции принудительный или обязательный труд означает «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг» (ч. 1 ст. 2 Конвенции) .

——————————— БВС РФ. 1994. N 12. СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514; N 20. Ст. 2143; 2001. N 2. Ст. 163; 2010. N 6. Ст. 567. ВВС СССР. 1956. N 12. Ст. 253. СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1348. В ТК определяется, что принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия, в том числе в качестве поддержания трудовой дисциплины).

Часть 3 комментируемой статьи также относит к принудительному труду работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) и от которой он может отказаться в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы (ст. 142 ТК) либо при несоблюдении требований охраны труда, угрожающих его жизни и здоровью (ст. 220 ТК).

Эти положения выходят за рамки общепринятого понятия принудительного труда по сравнению с указанными Конвенциями МОТ. Но выполнение работы, если нарушаются сроки выплаты заработной платы или она выплачивается не в полном размере либо существует угроза жизни или здоровью работника, — это нарушения основных прав работника на оплату и охрану труда, гарантированных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37).

Принцип запрещения принудительного труда нашел свое воплощение в ТК (см. ст. ст. 142, 220, 236, 237 и коммент. к ним). При этом установлено, что в случае допущенных нарушений работодателем в оплате труда работника он вправе приостановить работу в порядке, предусмотренном ст. 142 ТК, на весь период до выплаты задержанной суммы с учетом денежной компенсации, установленной ст. 236 ТК, и возможной компенсацией морального вреда согласно ст. 237 ТК.

Читайте также:  Как оформить машину без хозяина на себя

В соответствии со ст. 219 ТК работник вправе отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом) до устранения такой опасности. Кроме того, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения такой опасности либо отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (см. ст. 220 ТК).

Часть 4 комментируемой статьи приведена в полное соответствие с Конвенцией «Относительно принудительного или обязательного труда», из которой следует, что не считается принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае войн или бедствия или угрозы бедствия и др., и вообще обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.

Какие работы не относятся к принудительному труду

Конвенция МОТ №29 определяет также и те работы, которые не могут быть отнесены к принудительному труду. Другими словами, допускаются случаи, когда обстоятельства вынуждают работодателей заставлять сотрудников выполнять работу, которая может быть приравнена к принудительной, но таковой не является. Это следующие виды работ:

  • работа, которая должна быть выполнена в связи с воинской службой или воинскими обязанностями;
  • работа, выполнение которой осуществляется во время стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств;
  • работа, которая выполняется по приговору суда.

Этот список законодатель сделал исчерпывающим, то есть работодатель не имеет права вносить в него какие-либо изменения и принуждать сотрудников к труду под предлогом крайней необходимости. Существует также ряд ограничений, позволяющих принуждать работников к труду.

В первую очередь это касается выполнения своих обязанностей во время чрезвычайных обстоятельств, военного положения и т. д. Это длительность работ, а также профессиональные, медицинские и возрастные ограничения. Кроме этого, Трудовой кодекс содержит нормы, указывающие на сроки, в течение которых работа при невыплаченной заработной плате не может быть приравнена к принудительной.

Принцип свободы труда

Основополагающим принципом в трудовом праве является принцип свободы труда. Он воплощается в разнообразных правовых нормах: начиная с возникновения трудовых отношений и заканчивая их прекращением. Свобода труда подразумевает, что лишь гражданин вправе определять, где ему проявить собственные знания и способности. Он имеет право вступить в трудовые отношения с работодателем либо самостоятельно осуществлять предпринимательскую или иную не запрещенную законодательством экономическую деятельность. Под свободой труда подразумевается также право вообще не заниматься каким-либо трудом. Свобода труда не имеет никакого отношения к дискриминации и принудительному труду. Лишь человеческие способности, его деловые качества, познания и опыт учитываются как в процессе заключения трудового соглашения, так и в продвижении по карьерной лестнице.

Вывод 1

Таким образом, в соответствии со статьей 3 Трудового Кодекса каждый обладает равными возможностями для осуществления своих трудовых прав.

Ни один работающий не ограничивается в трудовых правах и свободах и не получает какие-то преимущества вне зависимости от таких качеств как:

  • половая принадлежность;
  • раса;
  • цвет кожи;
  • национальность;
  • язык;
  • происхождение;
  • имущественное, семейное, социальное и должностное положение;
  • возраст;
  • место жительства;
  • отношение к религии;
  • политические убеждения;
  • принадлежность или непринадлежность к общественным объединениям;
  • другие обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работающего.

Дискриминацией не считается установление различий, исключений, предпочтений и ограничение прав работающих, определяемые свойственными этой разновидности труда требованиями, устанавливаемыми федеральным законодательством, или определенные особой заботой правительства о лицах, которые нуждаются в повышенной социально-правовой защите.

Пример 1

К примеру, гражданам, претендующим на должность частного охранника, необходимо получить удостоверение соответствующего образца. Обязательные требования для его получения: наличие российского гражданства, достижение совершеннолетия, отсутствие судимости за умышленные преступления и пр. Предъявление перечисленных требований не считается дискриминацией, так как данные требования устанавливаются Законом России от 11 марта 1992-го г. касаемо частной детективной и охранной деятельности в России.

Люди, считающие, что их подвергают дискриминации в трудовой сфере, имеют право обратиться в судебный орган с заявлением восстановить нарушенные права, возместить материальный вред и компенсировать моральный ущерб.

В Трудовом Кодексе запрещение дискриминации в трудовой сфере выделяется в отдельную статью. Таким образом, обозначается один из основных принципов в трудовом праве – недопущение дискриминации в сфере труда и занятий, что закреплено в Декларации МОТ о ключевых принципах и правах в трудовой сфере. Данная Декларация обязательна для государств-членов МОТ вне зависимости от ратификации конкретных конвенций.

Запрещение дискриминации в трудовой сфере нацелено на то, чтоб у всех граждан были равные возможности при реализации собственных трудовых способностей. Лишь деловые качества работающего учитываются как в процессе заключения трудового соглашения, так и при оплате (иных условиях) труда.

Согласно статье 4 Трудового Кодекса принудительный труд запрещается.

Определение 1

Под принудительным трудом подразумевается осуществление работы под угрозой применения какого-то наказания либо насильственного воздействия.

Принудительный труд осуществляется:

  • с целью поддержания дисциплины труда;
  • как мера ответственности за участие в забастовке;
  • как средство мобилизации и применения рабочей силы с целью экономического развития;
  • как мера наказания за наличие либо выражение политических нравов или идеологических убеждений, противоречащих определенной политической, социально-экономической системе;
  • как мера дискриминации по критериям расовой, социальной, национальной либо религиозной принадлежности.

Принудительным трудом считается работа, которую работнику приходится исполнять под угрозой применения какого-то наказания либо насильственного воздействия, но при этом согласно Трудовому Кодексу или иным федеральным законам он вправе отказаться ее выполнять, в т.ч.:

  • вследствие нарушения определенных сроков выплаты зарплаты либо выплаты ее не полностью;
  • вследствие возникновения прямой угрозы жизни и здоровью работника в связи с нарушением требований охраны труда, в том числе из-за необеспечения его средствами коллективной либо индивидуальной защиты согласно установленным нормам.

Принудительный труд недопустим в соответствии с конституционным положением. А именно часть 2 статьи 37 Конституции говорит о том, что принудительный труд запрещается. Это значит, что никто не обязан работать под угрозой наказания. Каждый человек имеет право выбора рода деятельности и профессии и может в принципе не принимать участия в трудовой деятельности.

Рассматривая вопрос о запрещении принудительного труда, надо отметить, что в статье 4 Трудового Кодекса перечислены виды работ, которые не признаются принудительным трудом. Данное перечисление начинается с работы, выполняющейся в порядке несения военной службы или в качестве альтернативы гражданской службы. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998-го г. касаемо воинской обязанности и военной службы граждане, которые проходят военную службу, считаются военнослужащими. При осуществлении призыва на военную службу лицо может направляться на альтернативную гражданскую службу. Работа, которая выполняется в процессе исполнения воинской обязанности либо при прохождении альтернативной гражданской службы, не квалифицируется как принудительный труд. Не признается принудительным трудом также работа, которая выполняется при чрезвычайных обстоятельствах (авариях, пожарах, наводнениях, землетрясениях и иных чрезвычайных происшествиях, угрожающих жизни либо жизнеобеспечению населения).

Право работников на участие в управлении организацией

Данное право также является основным принципом трудового права, который выражается в следующем: работники имеют право принимать прямое участие (на общем собрании) либо посредством своих представительных органов (профсоюзов) в регулировании отношений труда и использовании нормативных правил.

Кроме общей формулировки, принцип участия работников в управлении компанией закрепляется в конкретных статьях, которые посвящены социальному партнерству (статья 27-31 Трудового Кодекса), принятию решений работодателем после ознакомления с мнением профсоюзного органа (статья 371 Трудового Кодекса), процессу расторжения трудового соглашения по установленным Трудовым Кодексом основаниям, при которых необходимо учитывать мотивированное мнение выборного профсоюзного органа (статья 373 Трудового Кодекса) и пр.

В Трудовом кодексе содержится множество диспозитивных норм, в которых отражена тенденция к расширению договорного регулирования, поскольку для возникающих рыночных отношений в приоритет становится договорное регулирование отношений в трудовой сфере для согласования интересов работающих и работодателей.

Общая характеристика принудительного труда

Принудительный труд — это деятельность, при которой под угрозой наказания совершаются определенные действия для создания материальных благ. Этот вид работ может использоваться как в качестве наказания за определенные правонарушения, преступления, политические и религиозные взгляды, так и в качестве меры дискриминации определенных расовых, социальных, религиозных групп или сексуальных меньшинств.

Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930) описывает принудительный труд как работу или службу, требуемую от человека под угрозой наказания, если человек не желает выполнять свои услуги Принудительный или обязательный труд: Конвенция Международной организации труда от 28 июня 1930 года.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет принудительный труд как — выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (применения силы), в том числе для поддержания трудовой дисциплины, как меру ответственности за участие в забастовке, как средство мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, как наказание за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоречащих установленной политической, социальной или экономической системе, как дискриминацию.

Согласно действующему законодательству, работник вправе отказаться от исполнения своих обязанностей в случае несвоевременной или неполной выплаты заработной платы, а также если совершение действий, предусмотренных трудовым договором, непосредственно угрожает жизни или здоровью работника вследствие нарушения требований охраны труда, установленных действующим законодательством.

Запрет принудительного труда регулируется международными правовыми актами, такими как:

  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
  • Конвенция МОТ о принудительном или обязательном труде 1930 года (№29);
  • Конвенция МОТ 1957 года (№ 105) об упразднении принудительного труда: Конвенция Международной организации труда от 25 июня 1957 года № 105 .

Принудительный труд запрещен законодательством всех стран мира, особенно в связи с их участием в этих международных договорах.

Принудительный труд в Российской Федерации

Миграционная политика, проводимая Российской Федерацией в отношении Центральной Азии, привела к появлению большого количества мигрантов на рынке труда. По словам Ирины Ивахнюк, профессора кафедры народонаселения экономического факультета МГУ, каждый 5-й мигрант в России используется для обхода закона. По словам Елены Мизулиной, «сегодня прибыль от торговли людьми превышает прибыль от торговли наркотиками. Если ничего не предпринять, все работорговцы соберутся здесь».

В 2003 году эксперты МОТ провели опрос трудящихся-мигрантов в нескольких городах России. Число трудовых мигрантов составило более 3,5 млн. человек. Исследование показало, что 24 процента из них были вынуждены работать бесплатно, 20 процентов были ограничены в свободе передвижения, а 21 процент подвергались угрозам со стороны работодателей.

Большинство экспертов пришли к выводу, что около 30 процентов трудящихся-мигрантов в России подвергались той или иной форме принудительного труда.

По оценкам экспертов МОТ, трудовое рабство является наиболее распространенной формой рабства в России. В ряде отраслей промышленности на Дальнем Востоке России мужчины работают на условиях кабального труда. Этот вид труда характеризуется нечеловеческими условиями и связан с сельским хозяйством, рыболовством, строительством и текстильной промышленностью.

По оценкам МОТ, около 40 000 мужчин и женщин из Северной Кореи работают в России в рабских условиях. Они работают в рабских условиях в различных секторах экономики, особенно на лесозаготовках.

Северокорейские власти активно поставляют рабочую силу в Россию для пополнения государственного бюджета. Они забирают от 70% до 85% всей полученной заработной платы. Северокорейские рабочие вынуждены трудиться в крайне тяжелых условиях, под охраной, в специальных трудовых лагерях, которые им запрещено покидать. Работников, пойманных при попытке побега, отправляют домой в качестве наказания. По мнению Александра Латкина, профессора Владивостокского университета, условия, в которых северокорейские рабочие вынуждены трудиться в России, являются не чем иным, как формой рабства.

Human Rights Watch в своем докладе пишет об использовании принудительного труда мигрантов при строительстве олимпийских объектов в Сочи. В своем докладе Хью Уильямсон Эксплуатация рабочих-мигрантов во время подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи . Авторы спорят об использовании трудовых мигрантов из бывшего Советского Союза при строительстве олимпийских объектов в Сочи в 2014 г. Доклад основан на опросе 66 трудовых мигрантов из Кыргызстана, Армении, Сербии, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Трудовые мигранты рассказали о целом ряде нарушений со стороны работодателей, включая невыплату полной или обратной заработной платы, удержание документов, удостоверяющих личность, несоблюдение условий трудового договора, принуждение к сверхурочной работе и отсутствие отдыха.

Читайте также:  Субсидии малому бизнесу от государства в Кировской области в 2023 году

Принцип запрета принудительного труда. Реализация в трудовом праве

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

•в целях поддержания трудовой дисциплины;

•в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

•в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

•в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

•в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от её выполнения.

В отличие от ранее действовавшего Кодекса законов о труде РСФСР, положения статьи 4 Трудового Кодекса Российской Федерации не только устанавливают запрет на применение принудительного труда, но и содержат определение понятия такого труда.

Продолжая последовательно нормативно закреплять запрет принудительного труда законодатель определил и обстоятельства, наличие

которых свидетельствует о привлечении работника к принудительному труду.

Статья ТКРФ 4. Запрещение принудительного труда

Комментарий к статье 4

1. Запрещение принудительного труда, так же как запрещение дискриминации в сфере труда, является одним из четырех фундаментальных принципов международного трудового права, зафиксированных в Декларации МОТ 1998 г. (см. комментарий к ст. 10). Обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье Трудового кодекса тоже следует расценивать как показатель его особой значимости, которую законодатель счел необходимым подчеркнуть таким образом.

Помимо международного трудового права, нормы о запрете принудительного труда содержатся в международном гуманитарном праве, к источникам которого относятся акты общего и регионального действия. Примером первого из них может служить Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 8), примером второго — Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г. Международное гуманитарное право в документах / Сост. Ю. М. Колосов и И. И. Котляров. М., 1996. С. 541 — 552).

Наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится в международном трудовом праве, которое посвятило этой проблеме две конвенции МОТ: Конвенцию N 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 г. и Конвенцию N 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 г. (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. Т. 1. Женева, 1991. С. 197 — 208; Т. 2. С. 1161 — 1164). Обе Конвенции ратифицированы нашей страной.

Кроме того, в правовой системе России запрет принудительного труда содержится в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».

Принудительный труд: что должен помнить работодатель / Читайте статьи журнала Директор по персоналу

Принудительный труд в России запрещен, что зачастую приводит к возникновению споров, ведь под определение попадают ситуации, с которыми нередко можно столкнуться на производстве. Что не обязаны делать сотрудники — читайте в статье.

Принудительный труд включает в себя работу, которую заставляют выполнять сотрудника против его воли, опираясь на основания, запрещенные Конституцией и Трудовым кодексом. Несмотря на то, что такие ситуации часто возникают в организациях, они не относятся к числу широко обсуждаемых. Но в профессиональном сообществе сложилось четкое представление о данной проблеме.

Скачайте документы по теме:

Понятие принудительного труда несколько размыто, поэтому каждый его понимает по-своему. Существует множество определений, которые сгруппированы экспертами в зависимости от ключевых элементов. Исходя из этого можно судить о том, что данная ситуация воспринимается как реальная, а не выступает в роли теоретической концепции. Ключевое слово, характеризующее определение, — «насилие».



The article examines the question of forced labor, of forced labor and its legal regulation at the national and international levels, as well as the relationship between the concepts «slavery» and «forced labor».

Keywords: forced labor, the ILO Convention, the prohibition of forced labor, slavery, nonpayment of wages, refusal to work, slavery

«Зачатки» кабальных отношений были заложены ещё в Древней Руси.К числу причин данного явления можно отнести социальное неравенство, а также стремление власти обезопасить себя от возможного народного недовольства силой принуждения.

С 1497 года по 1767 г. проходило закрепощение крестьян. Более трехсот лет множество людей на всей территории нашей страны жили под гнетом принудительного труда.

И только в 1861 году Манифестом Александра II было отменено крепостное право.

Существование принудительного труда, является одной из самых сложнейших и важных проблем на сегодняшний день.

В XXI веке запрещение и ликвидация принуждения к труду не перестают оставаться основными задачами, стоящими на повестке дня всех без исключения международных организаций, занимающихся выработкой способов противодействия против эксплуатации человека человеком.

Однако, несмотря на более чем столетнюю практику по искоренению принудительного труда эффективность правовых, социальных, экономических и политических механизмов защиты человека и гражданина от принуждения к труду остается недостаточной.

С принятием ТрудовогокодексаРоссийской Федерации существенно изменились положения, регулирующие трудовые отношения, а также способы разрешения возникающих при этом разногласий и споров.

Впервые в нормах трудового законодательства Российской Федерации запрещение принудительного труда провозглашено в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

  • Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ст.4) принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
  • − в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • − в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
  • − в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • − в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • − в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
  • При этом, принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Определение принудительного труда в ТК РФ соответствует определению, данному в Конвенции МОТ № 29 1 (далее — Конвенция № 29), в которой сказано, что «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Российское законодательство использует только один их двух терминов, обозначенных в данной Конвенции: принудительный труд. Кроме того, в Конвенции указано наличие совокупности двух условий принудительного или обязательного труда: работа (служба) под угрозой какого-либо наказания и работа (служба) для которой лицо не предложило добровольно своих услуг. В соответствии с ТК РФ для признания труда принудительным, достаточно только одного условия: угроза наказания.

В соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами работник имеет право отказаться от работы не только в связи с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты), но и при нарушении работодателем установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере.

В соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Таким образом, не только невыплата заработной платы, но и частичная ее невыплата, считаются принудительным трудом. Отказ от работы относится к случаям самозащиты работником своих прав.

В Конвенции МОТ имеется перечень (виды) работ, которые не считаются принудительным или обязательным трудом. Данный перечень не совпадает с перечнем в ст.4 ТК РФ. В Конвенции он содержит 5 видов, а в ст.4 ТК РФ — 4 вида. В ТК РФ не предусмотрены следующие виды труда, которые относятся к исключениям, т. е.

допускаются, не смотря на принудительный характер: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера. Хотя эти виды работ не указаны в ТК РФ (ст.

4), но они имеют юридическую силу для нашей страны, потому что Конвенция МОТ ратифицирована.

Другая Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» 2 (далее — Конвенция № 105) указывает на обязанности членов МОТ «упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:

  1. в качестве средства политического воздействия или воспитания, в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  2. в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  3. в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;
  4. в качестве средства наказания за участие в забастовках;
  5. в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания». Конвенция № 105 ратифицирована Россией.

Ученые отмечают 3, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.

Обращает на себя внимание тот факт, что проходит значительный промежуток времени между принятием Конвенции и ее ратификацией Россией. Так, Конвенция № 29 была принята МОТ 28 июня 1930г., ратифицирована СССР и вступила в силу для СССР с 23 июня 1957 г. 4, а Конвенция № 105 была принята МОТ 25 июня 1957 г., а ратифицирована Россией 23.03.1998 г. 5

Если говорить о причинах появления и распространения принудительного труда в России, то можно выделить две основные причины.

Одна из причин — это экономический кризис в стране. Если раньше россиянам хватало заработка, то теперь, в период кризиса, им приходится ездить на заработки в другие части страны. За «большими деньгами» люди едут в крупные города и соглашаются на любые условия труда, в том числе и принудительного.

Вторая причина- международные конфликты и нестабильность в ряде стран СНГ из-за чего большое количество трудовых мигрантов едет в Россию, не зная трудового российского законодательства и русского языка. Недобросовестные работодателя используют их труд без выплаты соответствующей зарплаты, нарушая требования охраны труда и т. д.

  1. Можно выделить ряд признаков, по которым можно отличить принудительный труд от добровольного:
  2. − физическое насилие,
  3. − психологическое насилие,
  4. − ограничение свободы,

− долговая кабала, зависимость, различные виды отработок (жилья, билетов, еды и т. п.),

  • − невозможность выбирать условия труда,
  • − труд под угрозой, в том числе угрозой жизни,
  • − несвобода покинуть работодателя, поменять место работы,
  • − отсутствие собственной воли на выполнение труда,
  • − принуждение к каким-либо дополнительным услугам,
  • − незаконные ограничения в оплате (невыплата, недоплата, задержки, ее отсутствие),
  • − выплата зарплаты полностью в натуральной/не денежной форме (например, продуктами).

В настоящее время законодательство РФ не содержит специальных норм, предусматривающих ответственность за привлечение к принудительному труду. В ст.

25 Конвенции МОТ № 29 указано, что незаконное привлечение к принудительному или обязательному труду должно преследоваться в уголовном порядке.

Тем не менее, в УК РФ нет специальной статьи, содержащей уголовную ответственность за привлечение к принудительному труду, а ст. 127.2 УК РФ об уголовных санкциях за использование рабского труда не предусматривает принудительный труд

В соответствии с ч.1 ст. 127.2 УК РФ, рабство — использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Надо отметить, что сам термин «рабство» в статье не упоминается.

Читайте также:  Сертификат на третьего ребенка в 2023 Пенза

Правозащитники международной организации The Walk Free Foundation насчитали 1 млн 48,5 тыс. рабов в России — это 0,73 % от общей численности населения страны 6.

На сегодняшний день Россия занимает седьмое место из 167 государств по совокупному числу рабов, соседствуя с такими государствами, как КНДР и Нигерия.

В 2013 году Россия заняла 49-е место в рейтинге мирового рабства Global Slavery Index. На тот момент в нашей стране, по оценкам экспертов, насчитывалось до 540 тыс. человек, которых можно назвать «рабами». Всего же на тот момент в мире насчитывалось 29,8 млн человек, живущих в условиях рабства.

Если верить вышеуказанному источнику то, за три года в России, число рабов увеличилось практически в полтора-два раза.

По данным рейтинга, в России в настоящее время более 1 млн рабов (1 млн 48 тыс. 500 человек). По абсолютному числу рабов Россия занимает седьмое место: между Северной Кореей (1,1 млн) и Нигерией (875 тыс.). Однако доля рабов в общем населении страны относительно небольшая — по этому показателю Россия находится на 16-м месте 6.

На наш взгляд, следует отличать понятие «рабства» и «принудительного труда». Рабство тесно связано с понятием собственности, когда человек приравнивается в своем правовом положении к вещи, а принудительный труд (его запрет) относятся к с��ере трудовых правоотношений.

  1. В настоящее время можно отметить следующие незаконные формы принудительного труда:
  2. − привлечение к труду курсантов, военнослужащих срочной службы, когда это не связано с несением военной службы и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций;
  3. − принуждение заключенных к труду, не связанному с задачами реабилитации и поддержания порядка в местах лишения свободы;
  4. − невыплата или несвоевременная выплата заработной платы;
  5. − привлечение к труду с нарушением правил охраны труда;
  6. − привлечение к работе, не входящей в должностные обязанности, а также нарушение иных норм трудового законодательства под угрозой насилия или наказания (увольнения).
  7. Данная классификация форм принудительного труда отражает все основные и наиболее традиционные формы принуждения человека к труду.

Адриановская Т. Л. отмечает 7, с. 118, что трудовое право не имеет в своем арсенале достаточного количества способов защиты трудовых прав.

Юридическая ответственность наступает в случаях нарушений, и трудовое законодательство в рамках отрасли имеет только два способа защиты: материальная ответственность виновного лица и дисциплинарная ответственность.

Правонарушения в некоторых случаях влекут серьезные последствия и требуют более серьезной ответственности.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем утверждать, что принудительный труд не относится к числу широко обсуждаемых социальных проблем в России на сегодняшний день.

Трудовое законодательство о запрещении принудительном труде необходимо и оправдано.

Система норм и юридических гарантий, устанавливающих ответственность за принудительный труд, способствует сокращению форм проявления принудительного труда и его устранения в целом.

Но нормативное регулирование всегда будет отставать от возникающих на практике отношений в сфере труда. Поэтому принудительный труд будет существовать до тех пор, пока общество не осознает недопустимость его применения.

Литература:

  1. Относительно принудительного или обязательного труда: Конвенция № 29 Международной организации труда от 28.06.1930 г. // Ведомости ВС СССР. 2 июля 1956 г. № 13. Ст. 279. Россия ратифицировала данную конвенцию в 1956 г.

Тема № 3. Принципы трудового права

1. Понятие и значение основных принципов правового регулирования труда.

Принцип права — это краткое отражение сути правовых норм. Когда принцип права отражается в нормах всех отраслей права, это общеправовой принцип, например‚ принципы законности, равенства перед законом и судом. Общеправовые прин­ципы присущи всем отраслям права, в том числе и трудовому. Их изучают в курсе теории права. Выделяются и межотраслевые принципы‚ свойственные сразу нескольким отраслям права (к пример‚ принцип свободы труда‚ принцип защиты от безработицы). Существуют также отраслевые принципы права, присущие главным образом нормам данной отрасли, а также внутриотраслевые. Внутриотраслевые принци­пы трудового права – это принципы конкретных институтов данной отрасли (обеспечения занятости, трудового договора, охраны труда, порядка рассмотрения трудовых споров и др.). Они перечислены в ст. 2 ТК РФ.

Основные принципы правового регулирования труда и ос­новные отраслевые принципы трудового права, а также основ­ные правовые принципы организации труда идентичны и озна­чают главные ведущие положения, отражающие суть всего тру­дового законодательства страны.

Значение основных принципов правового регулирования труда следующее. Отражая суть всего трудового законодательства, они обозначают политику государства в сфере труда и помогают понять сущность и связь этого законодатель­ства с экономикой, политикой и моралью общества, государст­ва. Эти принципы определяют направления дальнейшего развития российского трудового законодательства, помогают в ­применении норм трудового права, особенно в случаях пробелов трудового законодательства.

Отраслевые принципы являются одним из оснований объединения отдельных норм трудового права в системе этой отрасли. Эти принципы определяют и положение субъектов трудового права, их статутные права и обязанности, например‚ свободу на равноправие в договорах о труде (индивидуальных и коллек­тивных).

Основные принципы правового регулирования труда также находят свое специфическое отражение в регулировании адми­нистративным законодательством труда военнослужащих, со­трудников милиции, а УИК РФ – к труду заключенных в учреждениях отбывания наказания за преступления. Но от такой более широкой сферы эти принципы не теряют значения основных отраслевых принципов трудового права как главной, ведущей отрасли права, регулирующей труд к нашем обществе.

Основные принципы трудового права конкретизируют также ратифицированные Россией международные нормы по регулиро­ванию труда, применяемые в нашей стране. Эти принципы явля­ются фундаментом и каркасом всего здания трудового права.

2. Формулировка и система основных принципов правового регулирования труда.

Другой комментарий к ст. 4 ТК РФ

1. Запрещение принудительного труда, так же как запрещение дискриминации в сфере труда, является одним из четырех фундаментальных принципов международного трудового права, зафиксированных в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женеве 18 июня 1998 г.) (см. ст. 10 ТК и комментарий к ней). Обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье ТК тоже следует расценивать как показатель его особой значимости.

Помимо международного трудового права, запрет принудительного труда содержится в нормах международного гуманитарного права, источниками которого являются акты общего и регионального действия. К первым относится Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., ко вторым — Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ) и Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.). Но наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится все же в международном трудовом праве, которое посвятило этой проблеме две Конвенции МОТ: N 29 «О принудительном или обязательном труде» (заключена в г. Женеве 28 июня 1930 г.) и N 105 «Об упразднении принудительного труда» (заключена в г. Женеве 25 июня 1957 г.). Обе Конвенции ратифицированы нашей страной. Кроме того, запрет принудительного труда содержится в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

2. Приведенное в ч. 2 ст. 4 ТК определение принудительного труда основывается на формулировке, содержащейся в п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ «О принудительном или обязательном труде», в которой сказано, что термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В отличие от включенного в ч. 2 ст. 4 ТК это определение говорит не только о принудительном, но и об обязательном труде. Однако самостоятельного значения в термин «обязательный труд» в сравнении с термином «принудительный труд» данная Конвенция не вкладывает, в силу чего они малоразличимы. С этой точки зрения российское законодательство вполне правомерно оперирует только одним термином — «принудительный труд». Вместе с тем характеристики принудительного или обязательного труда, данные указанной Конвенцией и ч. 2 ст. 4 ТК, имеют определенные различия. Эта Конвенция, помимо выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), относит к числу признаков принудительного или обязательного труда также отсутствие добровольного предложения работником своих услуг для выполнения данной работы. Это обстоятельство не следует расценивать как нарушение положений данной Конвенции нормами ТК. Просто российский закон более жестко подошел к квалификации конкретного труда в качестве принудительного, поэтому если по нормам международного трудового права для этого требуется наличие двух признаков, то по нормам ТК достаточно одного — угрозы применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

В дополнение к общему определению принудительного труда ч. 2 ст. 4 ТК приводит и его конкретные примеры, практически текстуально совпадающие с перечнем форм принудительного, или обязательного, труда, содержащимся в ст. 1 Конвенции МОТ «Об упразднении принудительного труда». В этом аспекте нормы ТК о запрете принудительного труда полностью соответствуют нормам международного трудового права.

3. Часть 3 комментируемой статьи не имеет аналогов в международном трудовом праве и, по сути, расширяет перечень видов принудительного труда, который содержится в ст. 1 Конвенции МОТ «Об упразднении принудительного труда». В данном случае отечественный законодатель предпринял нетривиальный подход к формулировке этих двух дополнительных видов принудительного труда. Согласно ч. 3 ст. 4 ТК принудительным трудом признается нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере. Основываясь на буквальном толковании данной формулировки, к принудительному следует относить любой труд, осуществляемый в условиях отсутствия его оплаты не только в полном, но и в частичном размере. Иными словами, любая задержка выплаты, частичная или полная невыплата заработной платы должны квалифицироваться в качестве принудительного труда вне зависимости от причин, повлекших данные последствия, и вины работодателя в их возникновении.

Аналогичным образом обстоит дело и со второй, указанной в ч. 3 ст. 4 ТК, разновидностью принудительного труда, который всегда имеет место в случае возникновения угрозы жизни и здоровью работника ввиду нарушения требований охраны труда любым возможным способом.

Поскольку принудительный труд запрещен, постольку работодатель не вправе требовать его выполнения, а работник вправе от него отказаться. По существу право работника прекратить выполнение порученной ему работы в таких условиях представляет собой способ самозащиты права на получение оплачиваемой и безопасной работы (см. ст. 142 ТК и комментарий к ней, а также ч. 2 п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее — ВС РФ) от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Сама же возможность воспользоваться этим способом защиты нарушенного права возникает у работника с момента появления феномена принудительного труда, т.е. с первого дня невыполнения работодателем вытекающей из трудового договора обязанности по надлежащей оплате и охране труда (см. ст. ст. 142 и 379 ТК и комментарии к ним).

4. Часть 4 комментируемой статьи ТК содержит перечень видов работ, не признаваемых принудительным трудом. В целом он согласуется с аналогичным перечнем, приводимым в ст. 2 Конвенции МОТ «О принудительном или обязательном труде». Однако конвенционный перечень сформулирован более широко, нежели перечень, содержащийся в ст. 4 ТК. Дополнительно к ст. 4 ТК в него включаются: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива, при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Несмотря на то что наш законодатель отказался от воспроизведения в ТК формулировок этих исключений, они сохраняют действие и в отношении нашей страны. Это вытекает из факта ратификации Россией соответствующей Конвенции. Отсюда следует, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *