Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не пропустил скорую какой штраф в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Скорая помощь, спешащая на срочный вызов, может, согласно закону, нарушать некоторые ПДД. Например, ехать на красный сигнал светофора, игнорировать наличие пешеходов. Все это сходит водителю спецавтомобиля с рук, если он движется с включенными одновременно звуковым и световым сигналом. В противном случае скорая – обычный участник дорожного движения и подчиняется всем действующим ограничениям.
Когда скорая может нарушать ПДД?
Водитель скорой помощи должен четко осознавать, когда у него возникают права преимущественного движения и что является недопустимым:
- Скорая получает право преимущественного проезда, если спешит на срочный вызов или везет в больницу пациента, находящегося в критическом состоянии.
- Воспользоваться преимуществом скорая помощь может, как только водитель убедится, что ему уступают дорогу. Создание аварийных ситуаций недопустимо.
- Скорая помощь может игнорировать сигнал светофора, но не регулировщика.
- Водитель скорой помощи должен непременно включить оба сигнала, чтобы отступить от общепринятых правил ПДД. Если это условие не соблюдено, он считается нарушителем, ему будет выписан штраф.
Как правильно действовать при приближении скорой
Есть ряд правил, которые водитель обязан соблюдать, увидев приближающийся автомобиль, оснащённый спецсигналами. К их числу относятся и кареты скорой медицинской помощи.
Для начала водителю требуется убедиться в том, что он действительно обязуется в этой ситуации уступать дорогу. Здесь речь идёт о соблюдении двух условий, связанных с включённым проблёскивающим синим маячком и звуковой сиреной. Если скорая соблюдает эти условия, водитель должен:
- сбросить скорость движения или полностью остановить транспортное средство;
- не возобновлять движение до тех пор, пока спецмашина не проедет;
- при наличии возможности освободить проезжую часть, выполняется манёвр;
- если машина стояла, не начинать движение до проезда мимо вас спецтранспорта;
- если автомобиль ехал, остановиться для пропуска спецмашины;
- если для пропуска и предоставления преимущества необходимо перестроиться или прижаться, такой манёвр выполняется лишь при условии, что он совершается по правилам и не создаёт неудобства для других ТС.
Здесь ничего сложного нет. Хотя неоднозначность трактовки закона вызывает некоторые сомнения касательно того, стоит совершать манёвр или нет. По закону маневрировать нельзя. Но иначе уступить дорогу порой не получается. Потому лучше повернуть и прижаться к обочине, нежели блокировать скорую.
Но я уже получил штраф за выезд за стоп-линию, пропуская скорую – что делать?
Попытаться его обжаловать. И перспективы для этого есть вполне реальные.
Сам порядок подачи жалобы на штраф ГИБДД достаточно несложный, и бегать никуда не нужно. Его мы описали в нашей специальной статье. Гораздо больше нас в данном случае интересуют основания для успешного оспаривания.
Да, здесь, как мы выяснили выше, полностью наша вина – потому что у нас отсутствовала обязанность уступать скорой, и за стоп-линию мы проехали, получается, по собственному незнанию. Тем не менее, есть 3 основания, которые следует упомянуть в жалобе.
За непропуск скорой помощи будут сажать на 4 года
Новый закон о защите жизни и здоровья пациентов и медицинских работников подготовлен группой депутатов во главе с Ириной Яровой. Вопрос о его необходимости остро встал в начале года после громкой истории на Камчатке: путь бригаде скорой помощи перегородила упрямая автомобилистка, из-за чего медики не могли добраться до больного, и он скончался.
Законотворцы предусмотрели ответственность в том числе за такие тяжкие последствия упрямства и предлагают дополнить УК РФ статьей 1241 «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». Если помеха привела к причинению пациенту вреда здоровью средней тяжести, то создателю помехи грозит штраф в размере до 40 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до 4 месяцев.
В случае, если пациент умер или его здоровью нанесен тяжкий вред, то создателю помехи светят принудительные работы на срок до 4 лет либо лишение свободы сроком до 4 лет. Виновный может быть также лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Новая статья (6.21) с аналогичным названием появится и в КоАП РФ, она предусматривает ответственность за сам факт воспрепятствования законной деятельности медицинского работника: штраф в размере от 4000 до 5000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. В статье 12.17 появится пункт 3, в котором говорится о том, что если водитель не уступил дорогу скорой и она из-за этого не успела вовремя оказать помощь больному, то создавшему помеху грозит штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.
В сообщении на официальном сайте Госдумы, кроме того, обозначено намерение депутатов повысить уголовную ответственность за угрозу убийством и за причинение вреда здоровью в отношении лиц, находящихся при исполнении служебных обязанностей. Вот как комментирует его Ирина Яровая:
«Мы повышаем данную ответственность, прежде всего, для того, чтобы каждый понимал, что любые насильственные действия в отношении врача, в том числе и причинение легкого вреда здоровью и сам факт угрозы убийством, будут нести серьезную повышенную уголовную ответственность: за угрозу убийством — до 5 лет лишения свободы, за причинение легкого вреда здоровью — до 2 лет лишения свободы».
Возможно, ко второму и третьему чтению новые законы еще как-то поменяют, но общий их вектор уже ясен и сомнению не подлежит.
- На этой неделе стало известно о том, что МВД с подачи депутатов Госдумы планирует ужесточить ответственность для пешеходов, нарушающих ПДД. Инициатива исходила от единоросса Александра Сидякина, того самого, который первым в январе этого года предложил сажать водителей в тюрьму за непропуск скорой.
Какая будет ответственность?
До принятия законопроекта правонарушитель подпадает под 12.17 статью КоАП. Согласно законопроекту водителю грозит минимальный штраф или лишение прав.
Когда больной пострадал вследствие непропуска спецсредства, штраф увеличивается либо заменяется принудительными работами.
Обновленный проект предполагает повышенную ответственность. Штраф увеличивается до 40 тыс. рублей. Заменителем штрафа станет заработная плата правонарушителя за 3 месяца. Альтернативный вариант – принудительные работы до 360 часов. Исправительные работы до года будут применяться, если больной сильно пострадал.
Если пострадавший в результате пробки или непропуска умер, наказание будет увеличено. Исправительные работы будут составлять минимум 400 часов.
Правонарушитель будет уволен, лишен определенного профессионального статуса – перечень должностей также прописывается в новом законопроекте. Похожее наказание грозит нарушителю, если больной выжил, но его здоровью был причинен большой ущерб.
Спорная дорожная ситуация со скорой помощью: пропустить и получить штраф или стоять?
Нередко на дороге водители сталкиваются с так называемыми спорными ситуациями. К ним относятся различного рода ловушки для водителей. Конечно, чаще всего автомобилисты сами виноваты в штрафах.
Но встречаются случаи, когда водитель нарушает правила дорожного движения из-за неточностей и неясностей в их формулировке.
Автомобилист может стать участником сценария, где любое решение приводит к нарушению правил.
К примеру, можно пропустить служебный транспорт и получить штраф или не пропустить машину и все равно заплатить.
Подобная ситуация изображена на иллюстрации выше. На регулируемом перекрестке в ожидании зеленого света стоят автомобили. По встречной полосе едет машина. Сзади, к желтому автомобилю, подъезжает карета скорой помощи с работающей сиреной. Машина сигналит водителю, ожидая, что он ее пропустит.
Как уступать дорогу и чём подвох ПДД
Порядок, согласно которому автомобилист должен уступить дорогу специальной машине, то есть скорой помощи в рассматриваемой ситуации, прописан в пункте 3.2 ПДД. Когда ТС с маячком и звуковым сигналом приближается, другие водители обязуются уступить дорогу и предоставить преимущество.
Действующие правила фактически основаны на терминах, утверждённых ПДД, касающихся преимущества и понятия уступить дорогу.
Преимуществом или приоритетом называют право, обеспечивающее первоочередное движение по намеченному направлению перед другими автомобилистами и участниками дорожного движения;
Уступить дорогу или же не создавать помехи определяют как требование. Согласно ему, участники движения не должны продолжать, возобновлять или начинать двигаться и осуществлять какие-либо манёвры, если эти действия заставят машину с приоритетом (преимуществом) поменять собственное направление или же скорость.
По действующим законам, опираясь на термины ПДД, водитель обязан действовать именно таким образом. Представленная терминология актуальна при пересечении перекрёстков, поворотах, перестроениях и прочих манёврах. Но в правилах не рассматривается отдельный случай, где речь идёт о приближении сзади машин, оснащённых спецсигналами.
Когда скорая может нарушать ПДД?
Скорая помощь, спешащая на срочный вызов, может, согласно закону, нарушать некоторые ПДД. Например, ехать на красный сигнал светофора, игнорировать наличие пешеходов. Все это сходит водителю спецавтомобиля с рук, если он движется с включенными одновременно звуковым и световым сигналом. В противном случае скорая – обычный участник дорожного движения и подчиняется всем действующим ограничениям.
Водитель скорой помощи должен четко осознавать, когда у него возникают права преимущественного движения и что является недопустимым:
- Скорая получает право преимущественного проезда, если спешит на срочный вызов или везет в больницу пациента, находящегося в критическом состоянии.
- Воспользоваться преимуществом скорая помощь может, как только водитель убедится, что ему уступают дорогу. Создание аварийных ситуаций недопустимо.
- Скорая помощь может игнорировать сигнал светофора, но не регулировщика.
- Водитель скорой помощи должен непременно включить оба сигнала, чтобы отступить от общепринятых правил ПДД. Если это условие не соблюдено, он считается нарушителем, ему будет выписан штраф.
От трех до пяти тысяч
Преимущественное право проезда на дороге дают синие проблесковые маячки вместе со специальным звуковым сигналом. В таком случае при приближении спецтранспорта другие водители должны уступить дорогу. Они должны прижаться к обочине или сдать в сторону, на другую полосу, чтобы пропустить спецтанспорт. Правда, при этом нельзя выезжать на встречную полосу. А вот скорая помощь с работающими синими мигалками может не только двигаться по противоположной части дороги, но и игнорировать сигналы светофора, правда, удостоверившись в безопасности осуществляемого маневра.
Раньше за непропуск машины со спецсигналами штраф составлял 500 рублей. Однако в 2019 году в КоАП РФ были внесены изменения, и штраф увеличился в 10 раз. Теперь статья 12.17 КоАП РФ гласит, что «непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года».
При этом, если сзади пристроилась машина не скорой помощи, не МВД и не ГИБДД в привычной расцветке, а просто с мигалкой на крыше, то штраф будет меньше. В Москве и в Санкт-Петербурге он может составлять 3 тысячи рублей.
Что признается непропуском скорой помощи?
Согласно понятию, закрепленному в ПДД, непропуск автомобиля медицинской службы – это любые действия сторонних водителей, мешающие беспрепятственному движению кареты скорой помощи с включенным звуковым и световым сигналом.
Выполнение требований закона сопряжено с некоторыми трудностями:
- Создание трудностей другим участникам движения. Водитель, досконально следующий букве закона, при приближении кареты скорой помощи должен в буквальном смысле остановиться. Это правило действует, если автомобиль со спецсигналом приблизился к другому транспортному средству на перекрестке, при красном сигнале светофора. В иных случаях, когда скорая помощь приближается сзади, выполнить подобные требования затруднительно, а иногда просто невозможно.
- Нарушение других правил ПДД. Водитель, не желая препятствовать проезду автомобиля медпомощи, не должен при этом нарушать иные правила ПДД. В суматохе бывает сложно соблюсти все и сразу. Избегая большого штрафа, можно запросто нарваться на такие неприятности, как выезд за стоп-линию, разделительную полосу, превышение скорости. Подобные действия невозможно обжаловать, ссылаясь на желание пропустить скорую помощь. Придется понести наказание, потому что пропускать автомобиль со спецсигналами можно лишь законными способами.
На самом деле, он не новый. Его разработали ещё 2 года назад 2 депутата: Яровая и Морозов. Но проект ФЗ был отложен уже в июне 2017 года после его принятия в первом чтении. И вот в 2020 году к нему вернулись и выносят на обсуждение.
Данным законопроектом вносится изменение в Уголовный кодекс РФ, который инициаторы предлагают дополнить статьёй 1241. Эта статья будет предусматривать ответственность по нарастающей за то, что водитель гражданского автомобиля не уступит дорогу машине скорой медицинской помощи, в зависимости от последствий, к которым привело такое нарушение ПДД:
- если непропуск скорой повлёк среднюю тяжесть здоровью больному, к которому ехала машина неотложки,
- если неуступление дороги привело к смерти или тяжкому вреду здоровью больного.
Буквально текст проекта нового закона говорит о создании препятствий по доступу к больному:
Воспрепятствование законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи путём удержания, угроз, создания препятствий по доступу к больному…
Посмотреть полный текст законопроекта. Также он доступен на официальном сайте Национальной медицинской палаты и Консультант Плюс.
Статьи по теме:
- Изменение ПДД: мотоциклистов обяжут надевать светоотражающую одежду– правда или нет?
- Какие поправки в ПДД вносятся в декабре 2020 года?
- Нужно ли соблюдать уменьшенные дорожные знаки по ПДД?
Когда водитель должен уступать дорогу дорогу скорой помощи?
Получение приоритета в движении автомобиля скорой помощи, а также других автомобилей, оборудованных синими спецсигналами описан в пункте 3.1 Правил дорожного движения.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.
Обратите внимание, для получения приоритета должны быть выполнены оба описанных условия. Звуковой сигнал должен быть специальным. Если автомобиль скорой помощи подает обычный монотонный сигнал преимущества в движении он не имеет.
Среди обязательных условий отсутствует требование, чтобы на автомобиле была нанесена специальная цветографическая схема.
Для получения штрафа ГИБДД за непропуск автомобиля скорой помощи на автомобиле должны быть включены синие маячки и специальный звуковой сигнал.
Юридическая коллизия на примере видео
Требования обеспечения свободного проезда автомобилей скорой помощи изложены в рамках определенных Правилами терминов «Преимущество» и «Уступить дорогу».
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
То есть, водитель должен действовать только так и никак иначе. Применение этих терминов обосновано при пересечении траекторий, на перекрестках, при поворотах, перестроении и прочим маневрах. Но Правилами никак не выделен случай приближения автомобиля со спецсигналами сзади. А это наиболее частый случай, особенно при движении через пробку.
Водители, в случае приближении скорой помощи сзади должны также выполнять требование «уступить дорогу», а именно не должны продолжать движение и маневрировать, нажать на тормоз и остановиться.
Правилами дорожного движения установлен прямой запрет дальнейшего движения и маневрирования. С другой стороны водителям предъявляется неопределенное требование беспрепятственного проезда. Водитель де-юре выполняя требование уступить дорогу, понимает, что обеспечивает беспрепятственный проезд. Именно для этого оно и предъявляется:
…уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда.
Вариантов для рассуждений нет. Требование «Уступить дорогу» определено. Как его выполнение произойдет на практике всем понятно. Скорая помощь не сможет проехать.
На практике же никто и никогда не будет обвинять водителя и штрафовать за непропуск Скорой помощи, если водитель сманеврирует, де-юре, нарушая ПДД и наоборот могут наложить штраф, если водитель полностью выполнит требования Правил и остановится.
В случае со скорой помощью и другими автомобилями спецслужб безусловно нужно понимать такую неоднозначность в ПДД и по возможности обеспечить проезд.
Небольшой отступ от темы. С другой стороны, если это грубо говоря «черный мерседес» с мигалками неизвестного происхождения и «крякалкой», но огромным административным ресурсом, можно просто остановиться в полосе и не трогаться с места, полностью выполнив требования. Однако «игру» придется продолжать до конца. Возобновлять и продолжать движение запрещено, и нарушение этого запрета грозит штрафом, правда значительно меньшим.
Посмотрите видео с проездом скорой помощи, в Южной Корее. Водители моментально освободили проезд в пробке в тесном тоннеле.
Штраф за невыполнение требования уступить дорогу скорой помощи установлен частью 3 статьи 12.17.
2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
При отсутсвии на транспортном средстве специальных цветогравических схем частью 1 этой же статьи 12.17
1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Отмечаем, штраф полагается только за непредоставление преимущества, то есть за невыполнение требования «уступить дорогу», за необеспечение беспрепятственного проезда штрафа нет.
Любые претензии от представителей «черных мерседесов» с мигалкам грозят штрафом максимум в 500 рублей.
Не пропустил машину со спецсигналом: штраф в 2021 году
Самые распространенные ситуации, когда появляется потребность уступить дорогу:
- При движении спецтранспорта на перекрестке.
- Если спецтарнспорт перестраивается в полосу, по которой передвигается автомобиль.
- В случае если спецтранспорт должен выполнить маневр поворота.
Важно! В ПДД есть масса спорных моментов касаемо понятия «уступить дорогу». Если водитель получает постановление незаслуженно, то его можно оспорить в суде.
Итак, автомобилист не пропустил машину со спецсигналом, какое наказание будет в том или ином случае зависит от характера нарушения.
Существует 2 вида административного наказания, которое применимо в случае таких нарушений:
- Если водитель не уступил дорогу по требованию автомобиля, который имеет на кузове специальную цветографическую схему (например, авто скорой помощи) и включенный сигнальный маяк, водитель получит штраф в размере 500 рублей.
- В случае если водитель не уступил дорогу и спецтранспорт со включенным сигнальным маяком не имеет цветографической схемы (авто депутатов, силовых структур и т.д), тогда предусмотрен штраф в размере от 100 до 300 рублей.
Важно! Закон не предусматривает никаких временных рамок, в течение которых водитель обязан уступить дорогу спецтранспорту.
На практике встречается очень много спорных моментов, когда работники госслужб требует уступить дорогу, тогда как спецсигнал не включен. Данный правовой вопрос можно направить в любое нужное русло. С одной стороны, водитель не обязан уступать дорогу если не был включен маяк сигнала. Однако, техника просто может быть неисправна, а закон гласит что спецтранспорт имеет определенные привилегии наряду с обычными автомобилями.