Принципы формирования учетной политики предприятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы формирования учетной политики предприятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Действующие системы бухгалтерского учета различных стран существенно различаются. Это различие обусловлено социально-экономическими и политическими факторами развития государств, что затрудняет осуществление совместной деятельности организаций на международном уровне.

Форма учетной политики

Существует три формы ведения учетной политики:

  • Журнально-ордерная
  • Мемориально-ордерная
  • Автоматизированная

Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.

Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:

  • Часть документов должна храниться в печатном виде
  • Часть документов должна храниться в электронном виде
  • Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме

Сотрудничество с ПБК «Главный бухгалтер»: ваши преимущества

Если вы желаете сформировать правильную учетную политику организации, обращайтесь в ПБК «Главный бухгалтер». У нас вы сможете сотрудничать со специалистами, которые:

  • Обладают большим опытом работы. Опыт работы — серьезный бонус. Наша компания основана в 2000 году. Мы 22 года работаем в бухгалтерской и юридической сферах. Для того чтобы разработать эффективную учетную политику организации, важно, чтобы бухгалтер имел возможность получить практический опыт в разных фирмах. От этого зависит «профессиональный кругозор» специалиста. Только бухгалтер, который консультировал сотрудников разных компаний, сможет четко и безошибочно найти вариант формирования учетной политики организации для вас. Индивидуальный подход — это точный выбор из большого количества существующих вариантов.
  • Компетентны в своей работе. Знания — основа грамотной консультации. Опыт — основа эффективной помощи. У специалистов ПБК «Главный бухгалтер» есть и знания, и опыт. Учетная политика организации — это система, которая сделает вашу компанию успешной. Наши специалисты передадут вашим штатным сотрудникам опыт. Или выполнят необходимые для оптимизации действия самостоятельно.
  • Универсальны. У нас есть большой опыт формирования и разработки учетной политики для разных организаций. Именно этот опыт помогает нам выбирать оптимальный вариант, который подойдет именно вашей компании. Мы анализируем ее структуру, особенности, специфику работы, количество рабочих мест. Разработка учетной политики организации — услуга, которую мы предоставляем на основе знаний и практического опыта.

Утверждение и внесение изменений в учётную политику

Учётная политика утверждается при создании организации, а также может утверждаться ежегодно, — до наступления финансового года, или в самом его начале. Если изменений в учётной политике в течение года не было, утверждать её заново не нужно.

Аудит полноты учетной политики: программа и объекты контроля

Статья раскрывает общий принцип проведения аудита учетной политики предприятия, предлагает алгоритм действий по проверке полноты сведений и соответствия избранных методов учета законодательству. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

В целях проверки соблюдения организацией требований законодательства необходимо оценивать обоснованность принятой учетной политики (далее — УП) (ФСАД 6/2010 и приложение к письму от 28.12.2016 № 07-04-09/78875) и ее полноты. Рассмотрим этапы проведения контроля на примере.

Применяемая в организации учётная политика соответствует нормам, изложенным в п. 4 ПБУ 1/2008. Утверждённая приказом (распоряжением) учётная политика раскрывает способы ведения бухгалтерского учёта, в том числе следующую информацию:

  • способы оценки активов и обязательств;
  • способы отражения в учёте применяемых методов;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • технологию обработки информации;
  • применяемые формы, бланки, регистры и т.д.;
  • иные применяемые методы ведения учёта и приложения к учётной политике.

Методика аудита учетной политики предприятия

Методические приемы аудита учетной политики предприятия применяется те же, что и при аудите учредительных документов. В общем, проверка осуществляется в два основных этапа:

  • 1 Этап — проверка соответствия учетной политики предприятия действующему законодательству и характеру и масштабу деятельности предприятия.
  • 2 Этап — на данном этапе проверяется соответствие отражения фактам хозяйственной деятельности организации, принятым в учетной политике правилам.

Замечание 2

Важно обратить внимание на то, соблюдаются ли принципы и методы ведения бухгалтерского учета в течение текущего года. Кроме того, нужно обратить внимание на внесение изменений в учетную политику.

Если организация не соблюдает законодательно регламентированного утверждения и функционирования учетной политики, даже при несущественном влиянии на финансовые результаты деятельности предприятия, и достоверности финансовой отчетности может привести к негативным последствиям со стороны уполномоченных контролирующих органов.

Следующим важным элементом методики аудита учетной политики есть выделение соответствующих направлений проверки.

Проводить аудит учетной политики предприятия необходимо по следующим направлениям:

  1. Проверка внедрение функций учета в центре принятия решений.
  2. Выяснение делегирования полномочий и ответственности.
  3. Проверяется взаимосвязь бухгалтерского учета с другими функциями организации.
  4. Проверяется взаимосвязь между бухгалтерским и управленческим видами учета.
  5. Проверяется уровень оперативности учетной информации.
  6. Проверяется уровень достоверности информации.

Кроме того, аудитор выясняет, насколько принятая в организации учетная политика положительно влияет для эффективной работы организации, насколько принятые методы оценки, амортизации и пр. соответствуют типу хозяйствующего субъекта.

Читайте также:  Материнский капитал-2023. Как его потратить на ипотеку и покупку жилья?

На завершающем этапе проверки учетной политики аудитор подготавливает аудиторское заключение, которое содержит профессиональное мнение аудитора. В данном заключении отражаются все обнаруженные недостатки относительно имеющейся в организации учетной политики и правил ее выполнения. Также аудитор можно дать рекомендации по устранению недочетов в принятой учетной политике и порядке ее исполнения.

Структура учетной политики

Учетная политика организации является общей – это значит, что все ее разделы должны отлично коррелировать между собой, тогда сложившаяся картина станет единой. Вместе с тем, можно выделить документацию:

  • Для бухгалтерского учета
  • Для налогового учета

Существует три важных раздела, которые должны присутствовать в любой учетной политике:

  • технический раздел (включает информацию о форме ведения учета, лицах, отвечающих за ведение учета, перечне документов, графиках, шаблонах, приложениях)
  • методологический раздел для бухгалтерии (включает промежуточную отчетность, информацию о прибыли организации и о существующих расходах, учет основных и дополнительных средств)
  • методологических раздел для налоговой службы (содержит все данные для налогового учета, декларации, перечни прямых и косвенных доходов и расходов и др.)

Сотрудничество с : ваши преимущества и бонусы

Если вы желаете сформировать эффективную учетную политику организации, обращайтесь в . У нас вы сможете сотрудничать со специалистами, которые:

  • Обладают большим опытом работы. Опыт работы — серьезный бонус. Наша компания основана в 2000 году. Мы 21 год работаем в бухгалтерской и юридической сферах. Для того чтобы разработать эффективную учетную политику организации, важно, чтобы бухгалтер имел возможность получить практический опыт в разных фирмах. От этого зависит «профессиональный кругозор» специалиста. Только бухгалтер, который консультировал сотрудников разных компаний, сможет четко и безошибочно найти вариант формирования учетной политики организации для вас. Индивидуальный подход — это точный выбор из большого количества существующих вариантов.
  • Компетентны в своей работе. Знания — основа грамотной консультации. Опыт — основа эффективной помощи. У специалистов есть и знания, и опыт. Учетная политика организации — это система, которая сделает вашу компанию успешной. Наши специалисты передадут вашим штатным сотрудникам опыт. Или выполнят необходимые для оптимизации действия самостоятельно.
  • Универсальны. У нас есть большой опыт формирования и разработки учетной политики для разных организаций. Именно этот опыт помогает нам выбирать оптимальный вариант, который подойдет именно вашей компании. Мы анализируем ее структуру, особенности, специфику работы, количество рабочих мест и общий размер копании. Разработка учетной политики организации — услуга, которую мы предоставляем на основе большого опыта.

Учетная политика для целей налогового учета

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Процедура аудиторской проверки состоит из трёх основных этапов.

План (программа) проверки

Программа аудита заключает в себя общие принципы (процедуры) проверки раздела аудита

Проводится контроль формирования и применения учётной политики

Рабочий документ аудитора

В таблицах отражаются все проверенные мероприятия и соответствующий комментарий аудитора

Выводится итоговая часть проверки

Перед началом проверки составьте программу в соответствии с Правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». Программа варьируется от специфики деятельности предприятия.

Аудитором оценивается соответствие УП бизнесу организации и принципам подготовки финансовой отчётности, а также правилам учёта, применяемым в данной отрасли.

Аудит учётной политики предприятия состоит из сопоставления представленного документа с пониманием деятельности аудируемого лица и среды, в которой он существует.

Аудит полноты учётной политики включает в себя следующие этапы:

Пункты программы аудита

Информация для анализа

Соблюдение правил оформления УП

Приказ (распоряжение) об утверждении УП

Рабочий план счетов бухучета

Утверждённые формы первичной документации

Утверждённые регистры бухучета

Оценивается рациональность сроков обработки документов

Порядок проведения инвентаризации

Проверяется порядок сохранения документации

А также другие приложения и методики

Изучение форм, регистров, графиков и методик

Раскрытие как минимум всех методов ведения учёта, которые допускаются законодательством в отношении тех или иных объектов, применяемых в проверяемой организации

Сопоставление избранных методов учёта действующему законодательству

Проверка соответствия избранных методов учёта на соответствие действующему законодательству

Соблюдение непрерывности деятельности

Проверка имущественной обособленности

Последовательность использования учётной политики

По завершении проверки раздела создаётся рабочая документация аудитора. В документе обосновываются итоги проверки в соответствии с Правилом (стандартом) № 2 «Документирование».

Рабочий документ «Аудит учётной политики», пример:

Вопросы для проверки

Комментарий

Есть документ, утверждающий и вводящий в действие учётную политику?

На кого возложена ответственность за ведение бухгалтерского учёта?

Каков порядок обработки учётных данных?

Проверка принятых приложений:

рабочий план счетов?

Цель учетной политики организации

Ведение бухгалтерского учета на предприятии в обязательном порядке регламентируется не только нормативно-правовыми актами на уровне государства, но и внутренним приказом предприятия – приказом об учетной политике предприятия.

Так, основной целью разработки данного документа является утверждение правил и порядка ведения бухгалтерского учета в организации. В частности, утверждение учетной политики имеет цели:

  • выбрать способ ведения бухгалтерского учета (кто ведет?);
  • выбрать форму ведения бухгалтерского учета (журнально-ордерная, автоматизированная и т.д.);
  • разработать план счетов для учета всех хозяйственных операций в организации;
  • утвердить формы первичных документов в организации;
  • утвердить формы бухгалтерских регистров в организации;
  • утвердить перечень и порядок составления форм отчетности в организации;
  • определить перечень материально-ответственных лиц в организации;
  • утвердить график документооборота в организации;
  • утвердить методику учета отдельных операций для целей бухгалтерского учета;
  • утвердить методику учета отдельных операций для целей налогового учета.

Санкции за отсутствие учетной политики

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Читайте также:  Какой штраф за перевозку детей без кресла?

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Разработка и реализация учетной политики предприятия непосредственно связаны с практическим ведением бухгалтерского учета на предприятии и его методом. Из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс, при этом выбранные способы ведения учета должны отвечать общепризнанным правилам.

Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования, т.е. это порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета. [1]

ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Из пункта 1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов: формирование и раскрытие (придание гласности) учетной политики.

Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано только для кредитных организаций (в силу специфики их предпринимательской деятельности) и для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории РФ, которые могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации.

Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно (Федеральный закон «Об акционерных обществах»).

Учетная политика на предприятиях разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия на основании ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», в соответствии с которым каждое предприятие обязано: установить перечень конкретных элементов учетной политики; по каждому из элементов учетной политики раскрыть из числа альтернативных способы учета, оценки, существенно влияющие на принятие решений пользователем бухгалтерской отчетности.

К способам ведения бухгалтерского учета в соответствии с ПБУ 1/98 относятся: группировка и оценка фактов хозяйственной деятельности; погашение стоимости активов; организация документооборота; инвентаризация; применение счетов бухгалтерского учета; система регистров бухгалтерского учета, обработка информации и иные соответствующие способы и приемы.

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/98, принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) (Приложение 1). Так как вид организационно-распорядительного документа жестко не определен, наиболее целесообразно оформление учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены основные элементы, а элементы, требующие подробной разработки и занимающие сравнительно большой объем, помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить: формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм; структура и состав структурного подразделения, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением; график документооборота; рабочий план четов и т.п.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяют с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Это значит, что приказ, который утверждает принятие учетной политики, должен быть подписан руководителем организации не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, когда данная учетная политика будет применяться. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Учетную политику основной организации применяют все филиалы, представительства и иные подразделения организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.

Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того е метода бухгалтерского учета, на разных предприятиях будет различной. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, порядка отражения хозяйственных операций представляет собой степень свободы предприятия в формировании учетной политики.

Рабочий план счетов является составной частью системы бухгалтерского учета. Рабочий план счетов – обязательный элемент учетной политики организации и представляет собой всю совокупность синтетических счетов, субсчетов и аналитических счетов, используемых в организации. Рабочий план счетов разрабатывается при создании организации и разработке ее учетной политики. В последующем рабочий план счетов ежегодно уточняется в зависимости от изменений нормативной базы бухгалтерского учета и изменения производственной, торговой и иной деятельности организации.

При этом рабочий план счетов целесообразно вынести в отдельное приложение к учетной политике и представить его в форме таблицы, где в первой графе указаны счета синтетического учета, во второй субсчета, а в третьей – счета аналитического учета первого порядка, открываемые к субсчетам, в четвертой (при необходимости) – счета аналитического учета второго порядка, открываемые к счетам второго порядка и т.д. При разработке перечня аналитических счетов следует руководствоваться требованиями Инструкции по применению Плана счетов, а также спецификой организации и процесса управления, производства и реализации продукции. Рекомендуемая форма рабочего плана счетов приведена в Приложении 2, при этом следует иметь в виду, что в него включены не все счета, которые на практике могут в него включаться.[11]

Читайте также:  Как выписать ребенка через суд


3 Учетная политика организаций как инструмент
оптимизации налогообложения

Выбор и применение учетной политики. Общие правила

3.3. Учетная политика — это конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые организацией при подготовке и представлении финансовой отчетности. [МСФО (IAS) 8, параграф 5]. Подготовка финансовой отчетности опирается на определенные общие принципы: например, финансовая отчетность, как правило, готовится на основе принципа непрерывности деятельности, метода начислений и оценки на основе исторической стоимости (или на основе исторической стоимости, за исключением переоценки некоторых активов). Существуют общие правила, которые применяются при признании элементов финансовой отчетности, таких как доходы, расходы, активы, обязательства и собственный капитал.

3.4. В Концептуальных основах финансовой отчетности (Conceptual framework for financial reporting) Совета по МСФО (IASB) (далее — «Концептуальные основы», или «Концептуальные основы Совета по МСФО (IASB)») определяются цели финансовой отчетности и понятия, которые лежат в основе ее подготовки для внешних пользователей. В Концептуальных основах также подробно рассматриваются элементы финансовой отчетности и критерии их признания. Поэтому организациям не следует разрабатывать собственные общие принципы подготовки своей финансовой отчетности, так как они должны использовать общепринятый принцип непрерывности деятельности, признавать активы и обязательства, только если они соответствуют определениям, данным в соответствующих МСФО (IFRS), либо, если они не упомянуты в МСФО (IFRS), — определениям, данным в Концептуальных основах.

3.5. Концептуальные основы устанавливают две основополагающие качественные характеристики финансовой отчетности, необходимые для того, чтобы финансовая информация была полезной для использования: уместность и правдивое (достоверное) представление. Существенность является составной частью принципа уместности. Достоверное представление предполагает, что информация должна быть полной, нейтральной и не содержать ошибок. Кроме того, полезность финансовой информации возрастает, если она сопоставима, проверяема, своевременна и понятна. [Концептуальные основы, параграфы QC4-QC32].

3.6. Одной из задач Концептуальных основ является содействие Совету по МСФО (IASB) в разработке и пересмотре существующих МСФО (IFRS). Также Концептуальные основы предназначены для содействия Совету по МСФО (IASB) в дальнейшей гармонизации нормативных требований путем предоставления основы для сокращения вариантов альтернативных подходов к учету, допустимых в соответствии с МСФО (IFRS).

3.7. Используя Концептуальные основы в качестве базы, Совет по МСФО (IASB) принял значительное количество МСФО (IFRS) и разъяснений (КРМФО (IFRIC) и ПКР (SIC)), устанавливающих единую учетную политику, которая должна применяться в соответствии с МСФО (IFRS), либо (в отдельных случаях) альтернативные учетные политики, которые разрешается использовать. Как следствие, выбор учетной политики организациями в большой степени предопределен существующими МСФО (IFRS).

Учетные политики, представленные в МСФО (IFRS) и разъяснениях

3.8. В соответствии с положениями МСФО (IAS) 8, если МСФО (IFRS) или разъяснение применимы в отношении операции, иного события или условия, организация должна определить учетную политику или политики, которые будут применяться к ним, со ссылкой на требования этого МСФО (IFRS) или разъяснения. [МСФО (IAS) 8, параграф 7]. В МСФО (IAS) 8 отмечается, что к МСФО (IFRS) часто прилагается руководство, которое помогает организациям применять их требования. В таком руководстве указывается на то, что оно либо (а) является составной частью МСФО (IFRS) и, следовательно, обязательно к применению, будучи частью требований МСФО (IFRS) или разъяснения, либо (b) не является. Руководство, которое не является составной частью МСФО (IFRS), всего лишь помогает применять МСФО (IFRS) и не содержит требований к финансовой отчетности. [МСФО (IAS) 8, параграф 9]. МСФО (IFRS) также включают абзацы, напечатанные жирным шрифтом, и абзацы, напечатанные обычным шрифтом. Эти абзацы одинаково важны, хотя абзацы, напечатанные жирным шрифтом, указывают на основные принципы. [Предисловие к МСФО (IFRS), параграф 14].

3.9. В МСФО (IAS) 8 отмечается, что МСФО (IFRS) устанавливают такие положения учетной политики, которые, по мнению Совета по МСФО (IASB), будут приводить к формированию финансовой отчетности, содержащей уместную и надежную информацию об операциях, иных событиях и условиях, к которым они применяются. [МСФО (IAS) 8, параграф 8]. (В Концептуальных основах определение «надежная» заменено на «правдивое представление», однако в МСФО (IAS) 8 данное изменение еще не внесено.) Что касается описываемых в Концептуальных основах дополнительных характеристик понятности и сопоставимости, повышающих качество финансовой отчетности (см. параграф 3.5 выше), то они должны обеспечиваться автоматически, так как МСФО (IFRS) (и предписываемые ими учетные политики) должны быть понятными и по определению должны способствовать сопоставимости.

3.10. Если МСФО (IFRS) позволяет организации выбрать один из двух альтернативных подходов к учету, важно, чтобы организация четко указала, какой из них она выбрала (и этот подход должен применяться последовательно, если только МСФО (IFRS) не разрешено иное). Примерами МСФО (IFRS), допускающих альтернативные подходы к учету, являются МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 19. МСФО (IAS) 16 позволяет организации выбрать политику учета либо по первоначальной стоимости, либо по переоцененной стоимости для отдельных классов активов (см. главу 16). Параграф 134 МСФО (IAS) 19 не содержит конкретных требований относительно представления расходов на пенсионное обеспечение, поэтому такие расходы в составе прибыли или убытка могут быть представлены одной статьей или разделены между операционными и финансовыми расходами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *