КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ К СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ К СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.

Что дает этот статус для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), предприятия или организации

Данное положение имеет весьма привлекательные стороны, потому что со стороны государства для этого вида бизнеса предусмотрено ряд весомых льгот в виде скидок и бонусов. Назначены они не случайно, именно таким образом решено было достигнуть следующих целей:

  • Снижение напряженности населения за счет повышения благосостояния, путем создания новых рабочих мест.
  • Обеспечение комфортный вывод из тени различных самозанятых объектов, которые трудятся по модели фриланса.
  • Развитие новейших видов деятельности, к примеру, в области инноваций, которые не требуют никаких особых затрат.
  • Уменьшение выплат из бюджета, к примеру, на пособия по безработице, пенсионному и медицинскому страхования лиц, которые не трудоустроены.

Легче всего было добиться достижения таких целей, пройдя процедуру регистрирования максимально простой и комфортной. Таким образом, административное воздействие и налоговая нагрузка на предприятие небольшого размера было значительно снижено. Кроме того, подразумевается также целевое финансирование на деятельность начинающих предпринимателей в виде субсидирования, не требующего возврата средств в итоге.

Принципы формирования

Единожды попав в такой реестр, предприятию или частному лицу больше не нужно подтверждать собственный статус. Например, чтобы принимать участие в госпрограммах поддержки, раньше нужно было обязательно предоставлять также годовой налоговый и бухгалтерский отчет, сведения о количестве сотрудников, финансовые результаты за прошедшие двенадцать месяцев. Однако, если в другие инстанции сведения поданы не были, соответственно, субъект может быть не включен в этот список.

Все предоставленные сведения обычно обновляются каждый год в определенную дату (10 августа). Однако следует понимать, что все данные будут учтены, согласно состоянию на 1 июля. Нарушившие сроки в более поздний период в этот список попасть уже не смогут. Что именно будет проверено и изменено при потребности в такие сроки:

  • Общие сведения.
  • Информация о новых (вновь созданных) ИП, а также юридических объектах.
  • Данные о тех, кто прекратил свою работу, согласно установленным нормам, которые регулируются пунктами 5 и 7 части 5 статьи 4.1 ФЗ, выпущенного 24 июля 2007-го за номером 209.
  • Перечень производимых или заказанных продуктов, товаров, оказанных услуг, выполненных работ и пр.

I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.

Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:

1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • общественные организации,
  • религиозные организации (объединения),
  • благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)

владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.

При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • иностранные юридические лица и (или)
  • юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,

должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.

Ограничение в отношении суммарной доли участия:

  • общественных объединений инвалидов,
  • иностранных юридических лиц и (или)
  • юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
Читайте также:  Возврат налога при покупке квартиры в 2023 для физических лиц сроки

не распространяется на:

  • участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
  • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).

б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».

в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).

е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.

2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:

  • до 15 человек включительно для микропредприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий;
  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Все МСП включены в специальный реестр на сайте ФНС. Если вы не нашли там свое МСП, отправьте заявку на проверку сведений реестра.
Подобнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Компании и ИП, подходящие под критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, включаются в Единый реестр МСП. За его формирование и публикацию отвечает налоговая служба. Ежегодно она обновляет данные этого реестра с учетом актуальных сведений, в том числе тех, которые налогоплательщики подают в составе отчетности.

Данные реестра доступны для любого пользователя на сайте ФНС. В форме поиска достаточно ввести один из параметров – ИНН, ОГРН / ОГРНИП или название компании (ФИО предпринимателя). Минимальный набор данных о субъекте, показанных после обработки запроса, таков:

  • наименование фирмы / имя ИП;
  • ИНН, ОГРН или ОГРНИП;
  • основной вид деятельности;
  • к какой категории МСП он относится;
  • дата внесения информации в соответствующий реестр;
  • указание на то, является ли субъект вновь зарегистрированным, а также социальным предприятием.

Какие предприятия считают коммерческими

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются: «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Коммерческие организации в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ могут создаваться в виде:

  • хозяйственных товариществ и обществ;
  • производственных кооперативов;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность создания:

  • хозяйственных товариществ (пункт 2 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) полного товарищества;

б) товарищества на вере;

  • хозяйственных обществ (пункт 3 статьи 66 ГК РФ) в форме:

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

  • Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

  • Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

  • Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

  • Минимум кадровой документации;

  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

  • Право на субсидии и гранты;
  • На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Примеры субъектов малого предпринимательства

Чтобы понять, что из себя представляет малый бизнес, следует рассмотреть несколько примеров:

  • Услуги. К данной категории относится репетиторство, клининговые услуги, салоны красоты, парикмахерские, маникюрные салоны и прочее.
  • Питание. К малому бизнесу можно отнести небольшие столовые, кафе, заведения фаст-фуда. Для успешности такого дела лучше выбрать направление национальной кухни или приготовление блюд узкой направленности.
  • Малый бизнес в домашних условиях. Вести собственное дело можно, не выходя из дома. Создание обуви, одежды, приготовление кондитерских изделий – все это можно делать в собственной квартире.
  • Строительство. Выполнение масштабных работ в МБ затруднительно, но создание компании по проведению мелких ремонтных работ, прокладке линий коммуникаций – довольно распространенная сфера деятельности для небольших предприятий.

На какую помощь могут рассчитывать представители МСП в России

В рамках политики, ориентированной на развитие малого и среднего бизнеса в РФ, применяются следующие меры.

Снижение налоговой нагрузки. Субъекты МСП вправе применять не только общий, но и специальные налоговые режимы, а по отдельным видам налогов вести упрощённый учёт. Полезно узнать, как сэкономить на налогах ИП.

Возможность использования упрощённой формы ведения бухгалтерского учёта. Так, мелкие предприятия, проводящие в месяц не больше тридцати хозяйственных операций, могут не использовать регистры бухгалтерского учёта имущества предприятия, а регистрировать эти операции в Книге учёта (форма №К-1).

Льготная приватизация государственного и муниципального недвижимого имущества. Субъектам МСП предоставляется право воспользоваться рассрочкой при расчётах за приватизированное имущество и вносить платежи ежемесячно или ежеквартально равными частями сроком от трёх лет.

Преимущества при участии в программах государственных закупок в качестве поставщиков. Так, если начальная стоимость контракта не превосходит сумму в двести миллионов рублей, то участниками закупок могут быть только субъекты МСП и социально-ориентированные некоммерческие организации.

Финансовая поддержка предприятий малого и среднего бизнеса. Помощь оказывается в форме субсидий, грантов, бюджетных инвестиций, предоставления государственных гарантий.

Имущественная поддержка. В целях развития хозяйственного комплекса предприятиям в собственность или в аренду передаются государственные земельные участки, здания, оборудование, техника, автомобили (бесплатно или за оплату на льготных условиях).

Информационная поддержка. Для малых и средних предприятий создаются информационные ресурсы, сайты, порталы, где всегда можно найти актуальные данные о действии различных государственных программ, о проведении конкурсов на оказание финансовой поддержки и т. д.

Консультативная помощь. Предприятия, находящиеся на разных стадиях развития бизнеса, могут получить консультации по любым актуальным вопросам в центрах поддержки предпринимательства. Начинающие бизнесмены могут получить всю необходимую информацию по вопросам регистрации предпринимательства, по видам деятельности, необходимости лицензирования и т. д.

Как организации попасть в реестр субъектов МСП

Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно. 10 — го августа текущего календарного года. На основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП. В уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр. Начиная с 2017 года.

Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП. Сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр. Условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.

Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП. То сведения о нем в Реестре не содержатся.

Читайте также:  Ходатайство об истребовании доказательств АПК

Малые предприятия – это коммерческие предприятия и учреждения разнообразных форм организационно-правовой организации бизнеса, осуществляющие в небольших масштабах предпринимательскую деятельность, которые обязательно должны соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством.

Основными нормативными актами, регламентирующими деятельность малых предприятий в России, являются:

  • Федеральные законы;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • Постановления Правительства РФ.

Субъекты предпринимательства – это лица, которые имеют полное юридическое право осуществлять предпринимательскую деятельность.

Их объединяют в три группы:

  • физические лица (лица без гражданства, граждане и иностранцы);
  • юридические лица (российские, иностранные или смешанные предприятия);
  • муниципальные образования РФ.

Субъектами малого предпринимательства считаются малые предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица. Для них действуют системы налогообложения: общая, упрощенная и система налогообложения на основе исчисления единого налога на вмененный доход.

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства.

Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Виды хозяйствующих субъектов Условия признания субъектом малого предпринимательства Основание
Коммерческие организации1 и потребительские кооперативы Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов (за исключением активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов)
Доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов2
подп. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации1, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели Средняя численность работников3 за предыдущий календарный год не превышает:- 15 человек — для микропредприятий;- 16-100 человек — для малых предприятий;
— 101-250 человек — для средних предприятий
подп. 2 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Коммерческие организации1, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС4 или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов)5 за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства3
Начиная с 2008 года установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС:- 60 млн руб. — для микропредприятий;- 400 млн руб. — для малых предприятий;
— 1000 млн руб. — для средних предприятий
подп. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556

Экономическое значение малого бизнеса

Без малого предпринимательства экономика не соответствовала бы определению рыночной. Предпринимательство ярче других факторов демонстрирует способность приспосабливаться к экономическим и политическим изменениям.

Малое предпринимательство активно участвует в решении социальных, экономических и научно-технических задач. Финансовый кризис 2008-го изменил его структуру – кто-то закрылся, а кто-то поучил дополнительный стимул для развития. Российское малое предпринимательство серьезно уступает бизнесу США, Японии, Канады по социальной значимости.

Появление и развитие малого бизнеса призвано качественно решать следующие задачи:

  • Появление новых социальных и производственных структур;
  • Самозанятость населения;
  • Создание конкурентоспособных товаров и услуг народного потребления;
  • Формирование здоровой конкурентной среды;
  • Максимально эффективное использование природных ресурсов;
  • Появление и внедрение технических новшеств;
  • Адресное решение экологических проблем.

Малый бизнес плодотворно влияет даже на экономику стран с уже достаточно хорошо развитыми рыночными отношениями, способствуя развитию народного хозяйства, увеличению рабочих мест и повышению доходов населения. Социальные вопросы решаются более оперативно и качественно. Законы, стимулирующие развитие малого предпринимательства в России, разрабатываются регулярно. Базовые нормативы приняты еще в 1991-м и с тех фактически ежегодно обновляются.

Государственные программы могут быть на различных уровнях:

-Федеральные программы[38], которые предназначены для реализации в масштабах страны, характеризуются большими объемами финансовой поддержки малого бизнеса в 2018 году. Оперируют средствами преимущественно для масштабных проектов, и реализуют стратегию развития уже работающих предприятий.

-Региональные программы, которые действуют в границах административных регионов в рамках бюджета конкретного края или области для развития региональной инфраструктуры.

-Местные программы, реализуются для городских или районных предпринимателей, имеют сравнительно небольшой объем финансирования и решают местные задачи экономического характера.

Для реализации программ государство создало для поддержки малого предпринимательства целый ряд организаций, такие как: гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, фонд микрофинансирования, центр поддержки предпринимательства, центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, бизнес-инкубатор и другие для субъектов предпринимательства. Функции и методы работы этих организаций прописаны в их учредительных документах, а ежегодное финансирование ограничивается возможностями бюджета[39].

Формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства представлены на рисунке 1.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *