Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грузоперевозки ЕНВД или УСН в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если ИП занимается грузоперевозками, то применять общую систему налогообложения он не решится — это неводного по налогам (платеж НДФЛ и НДС) и по нагрузке на бухгалтера (придется держать несколько человек для учета всех документов). Поэтому ИП выбирают спецрежимы взимания налогов.
Сведём в таблицу все данные, которые рассчитали выше для спецрежимов.
Таблица. Сравнение фискальной нагрузки на разных режимах для грузоперевозок (в рублях)
Налог | Взносы | Всего | |
---|---|---|---|
Организация | |||
УСН Доходы | 540 000 | 550 000 | 1 090 000 |
УСН Доходы-расходы | 975 000 | 550 000 | 1 525 000 |
ИП | |||
УСН Доходы | 540 000 | 770 211 | 1 310 211 |
УСН Доходы-расходы | 959 218 | 655 211 | 1 614 429 |
Патент | 135 000 | 635 211 | 770 211 |
Как с ЕНВД перейти на НПД
ИП на ЕНВД вправе в любое время перейти на применение специального налогового режима для самозанятых «Налог на профессиональный доход» (НПД).
Переход на применение НПД осуществляется в заявительном порядке. Заявление разрешается направить через:
- мобильное приложение «Мой налог»;
- личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;
- сайт Госуслуг;
- уполномоченный банк.
Датой постановки на учет в качестве плательщика НПД является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления (п. 10 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»).
При этом, если переход с ЕНВД на НПД осуществляется в течение 2020 года, то ИП должен отказаться от применения ЕНВД. Направить отказ от применения ЕНВД ИП обязан в течение 1 месяца со дня постановки на учет в качестве самозанятого. В этом случае ИП подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД.
При нарушении месячного срока направления отказа от ЕНВД постановка ИП на учет в качестве самозанятого будет аннулирована (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
При переходе на НПД следует учитывать ряд запретов, установленных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Так, не вправе перейти с ЕНВД на НПД следующие предприниматели:
- реализующие подакцизные товары и товары, подлежащие обязательной маркировке;
- осуществляющие перепродажу товаров или имущественных прав;
- занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых;
- имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
- действующие в интересах другого субъекта по агентскому договору, договору поручения или комиссии;
- оказывающие услуги по доставке товаров с приемом платежей за указанные товары в интересах других лиц;
- применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются НДФЛ.
Льготное налогообложение для ИП
Таким образом, мы наглядно показали, что российское законодательство дает возможность малому бизнесу работать на минимальной налоговой нагрузке. Сравним в таблице рассчитанные для нашего примера суммы для разных режимов (общая система в расчетах не учитывалась, как априори самая невыгодная).
Система налогообложения | Налог к уплате за год, рублей |
---|---|
ПСН | 71 925 |
ЕНВД | 43 308 |
УСН Доходы | 648 000 |
УСН Доходы минус расходы | 954 000 |
Что мы видим? Суммы налогов на УСН Доходы минус расходы и ЕНВД различаются в 22 раза! Обязательно делайте такой расчет (самостоятельно или с привлечением специалистов) до того, как приступите к реальной деятельности, и своевременно подавайте заявление на выбранный режим.
Для тех, кто выбрал ЕНВД и ПСН, советуем учесть, что налоговые органы будут тщательно проверять наличие правильно оформленных документов, подтверждающих реально оказанные услуги, а также соответствие цен рыночным. Дело в том, что недобросовестные налогоплательщики часто используют грузоперевозчиков на ЕНВД и ПСН в налоговых схемах.
Не соглашайтесь, если заказчик предложит процент за вывод своих денег из-под налогообложения, указав в акте, что сумма якобы оказанных услуг составляет несколько миллионов рублей в месяц! Вас могут уверять в том, что для грузоперевозчика здесь нет никакого риска, ведь он платит налог не с реального дохода, а рассчитанного. На самом деле, если схему раскроют, то грузоперевозчику грозит уголовная ответственность, а все полученные доходы обложат по максимальной ставке.
Что собой представляет УСН?
Под УСН понимается упрощённая система налогообложения. Это специальный налоговый режим, который используется представителями малого и среднего бизнеса. Благодаря ему можно снизить нагрузку на компании и индивидуальных предпринимателей.
УСН заменяет собой ряд налогов. В частности, при нём не нужно выплачивать налог на недвижимое имущество, за исключением сборов с собственности, где налоговая база вычисляется по кадастровой стоимости. Он также заменяет собой выплату НДС (не касается импорта) и налог на прибыль (кроме того, что контролируется иностранными фирмами, а также связано с определёнными видами долговых обязательств).
При УСН налогоплательщик сам выбирает, что взять в качестве объекта. С чистой прибыли нужно выплачивать 15%, с оборота – 6%. Но размеры ставок могут снижаться для отдельных субъектов РФ.
Обратите внимание: нельзя использовать сразу 2 ставки или же чередовать их. Переход возможен на следующий год, но только если налогоплательщик успеет подать соответствующую заявку до 31 декабря.
Когда нельзя применять ЕНВД при грузоперевозках?
Есть случаи, когда ЕНВД применять нельзя даже при условии использовании автомобильного транспорта:
Деятельность | Комментарий |
Перевозка груза из офиса в офис автомобилем, принадлежащим организации, и водителем, являющимся штатным сотрудником предприятия | В данном случае не предоставляется услуга грузоперевозки в чистом виде, поэтому деятельность не попадает под ЕНВД |
Доставка товара покупателям по договору купли-продажи | Договор купли-продажи не является договором транспортных услуг, поэтому, если данные услуги отдельно не оплачиваются – ЕНВД применять нельзя. |
Таким образом, правом работать на ЕНВД могут воспользоваться лишь предприниматели, получающие за перевозку товара денежное вознаграждение с сопровождением соответствующими документами.
Распространённые ошибки ведения ЕНВД
В таблице рассмотрены распространённые ошибки ведения ЕНВД:
Типичные ошибки | Пояснение |
Неверно определён срок начала хозяйственной деятельности | Заявление в налоговую инспекцию необходимо подавать в течение 5 дней с момента начала деятельности, попадающей под ЕНВД. В случае подачи заявления в более ранний срок – предпринимателям придётся производить уплату налога за тот период, когда фактически деятельность не велась. Дату первого хозяйственного факта можно считать началом деятельности и лишь от него вести 5-дневный отчёт, когда необходимо подать заявление в налоговые органы. |
Грузоперевозчики учитывают в качестве физического показателя весь автотранспорт | В качестве физического показателя необходимо учитывать лишь тот автотранспорт, который непосредственно участвует в получении дохода. Те транспортные средства, которые на момент расчёта налога находились на ремонте, на консервации и т.д. в качестве физического показателя не учитываются. Следствием этой ошибки является неверный расчёт налоговой базы. |
Неверный расчёт для уменьшения суммы ЕНВД | Индивидуальные предприниматели, работающие самостоятельно, имеют право уменьшить ЕНВД на фиксированные взносы, оплаченные за себя. Но если индивидуальный предприниматель нанимает работников, то это право утрачивается, но при этом размер налога возможно уменьшить за счёт страховых выплат на сотрудников даже если эти выплаты превысили 50% суммы налога.
Юридические лица так же могут уменьшить размер ЕНВД за счёт страховых выплат на сотрудников, но не более, чем на 50%. |
Отсутствие деятельности при применении ЕНВД | ЕНВД – это налог, который не зависит от полученного дохода, поэтому даже при фактическом отсутствии деятельности компании или предпринимателя налог все равно придётся платить. Этим и объясняется отсутствие смысла переходить на ЕНВД заранее. Если деятельность, попадающая под ЕНВД по какой-либо причине будет приостановлена, то лучше сняться с учёта в налоговой инспекции. В этом случае налог будет начислен на то количество дней квартала, когда деятельность велась. |
Единый налог на вменённый доход: общая информация
Доход организации никак не влияет на сумму единого налога. В целом вменёнка выступает альтернативой по уплате трех основных налогов:
- Налог на прибыль (юр. лица) или НДФЛ (ИП);
- Налог на имущество;
- Налог на добавленную стоимость.
Также одним из явных плюсом применения данного специального налогового режима, это попадание под закон о возможности понижения страховых выплат. В рамках применения ЕНВД налогоплательщик имеет право сократить сумму ЕНВД за счет страховых выплат, уплаченных в пользу сотрудников. Это выступает еще одним важным аспектом использования данного налогового режима.
Согласно налоговому кодексу Российской Федерации есть множество видов деятельности (в зависимости от территориальной принадлежности), к которым индивидуальный предприниматель или юридическое лицо при соблюдении нескольких условий имеет право применить единый налог.
Критерии | Юридическое лицо | Индивидуальный предприниматель |
Численность сотрудников | Не должна превышать 100 чел | |
Деятельность | Должна попадать под действие закона о применение единого налога | |
Правовые аспекты | Доля других юр. лиц не превышает 25% | – |
Не может относиться к категории крупных налогоплательщиков | – | |
Деятельность не осуществляется по договору простого товарищества | ||
Деятельность не осуществляется на основании доверительного договора |
Ответственность за нарушение налогового законодательства
В случае нарушения налогового законодательства предусмотрены штрафные санкции:
Нарушение | Взыскание |
Отсутствие уплаты или неполная уплата налога (если деяние не носит умышленного характера) | Штраф: 20% от неуплаченной суммы |
Отсутствие уплаты или неполная уплата налога (деяние носит умышленный характер) | Штраф: 40% от неуплаченной суммы |
Деятельность без постановки на учёт в качестве налогоплательщика | 10% от дохода (не менее 40 тыс. рублей) |
Подача заявления о постановке на учёт подано не вовремя | 10 тыс.рублей |
ИП применяет упрощенную систему налогообложения (объект доходы минус расходы, ставка налога 15%), занимается перевозками грузов и сдает помещения в аренду. Со следующего года хотел бы перевести грузоперевозки на ЕНВД, а по услугам сдачи помещений в аренду сменить объект налогообложения на УСН на «доходы» (ставка 6%). Как это корректно сделать?
Ответ. Объект налогообложения можно изменить только с начала года. Для этого в налоговую инспекцию подается уведомление по форме 26.2-6 до 31 декабря текущего года. Инспекция никаким документом не подтверждает смену объекта налогообложения, поэтому ИП может применять новый объект с 1 января следующего года. Рекомендуется перед сменой объекта погасить все долги поставщикам, чтобы включить эти платежи в расходы, уменьшив налоговую базу.
Сменить упрощенку на вмененку можно также лишь с начала года. Для этого подайте заявление в налоговую инспекцию в течение первых пяти рабочих дней января. В 2020 году с учетом праздничных и выходных дней последний срок подачи такого заявления — 15.01.2020.
ИП занимается перевозкой грузов, при этом арендует грузовик у физического лица. По договору аренда безвозмездная. Может ли налоговая инспекция начислить НДФЛ по этому договору? Какой налоговый режим лучше использовать — УСН или ЕНВД?
Ответ. Напомним, что применять режим ЕНВД при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов можно, когда для этой деятельности режим введен на конкретной территории. При этом нужно помнить об ограничении: налогоплательщик должен иметь на праве собственности, на праве пользования, владения или распоряжения не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания услуг перевозчика (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Итак, когда ЕНВД введен законодательно, то ИП вправе самостоятельно выбрать налоговый режим, то же касается и объекта налогообложения при УСН. В противном случае возможно применение только УСН (или общей системы налогообложения).
Практика показывает, что безвозмездная аренда транспорта для ведения предпринимательской деятельности вызывает подозрение у налоговых органов. Инспекция может заподозрить, что имеет место сокрытие возмездной аренды или трудовых отношений, извлечение т.н. необоснованной налоговой выгоды. Риск доначисления налогов, а также применения санкций, достаточно высок.
Выбор системы налогообложения для ИП, осуществляющего грузоперевозки
Грузоперевозки относятся к одному из распространенных видов деятельности ИП. Выбор системы налогообложения определяется индивидуальными условиями деятельности. Предприниматели при оказании услуг используют транспорт, находящийся в собственности физического лица или на правах временного пользования.
Вид деятельности должен быть внесен в список разрешенных кодов по справочнику ОКВЭД при регистрации или путем внесения изменений в учредительные документы до начала выполнения грузоперевозок.
Внимание! Передача собственного транспорта в аренду по договору не относится к грузоперевозкам, что необходимо учитывать при налогообложении и определении ОКВЭД.
ИП может выбрать один из видов систем налогообложения, применяемых в учете, кроме формы, переведенной на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Предприниматели могут использовать:
- Общеустановленную систему налогообложения (ОСН).
- Упрощенный режим (УСН).
- Форму с вмененным доходом (ЕНВД).
- Патент (ПНС).
Каждая из систем имеет положительные и отрицательные условия применения. Определить, какую форму лучше выбрать и сколько налогов нужно платить в бюджет, можно при сравнении условий разных режимов.
Выбор осуществляется в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности. Одним из основных критериев выбора служит количество транспорта, используемое при оказании услуг по перевозке грузов.
Кроме числа собственного или привлеченного транспорта необходимо учитывать:
- Объем планируемых заказов.
- Наличие штатных единиц по обслуживанию документооборота.
- Объем налоговых обязательств, которые необходимо платить.
Имеются некоторые ограничения при выборе формы учета. Законодательством установлено ограничение для ЕНВД по числу транспортных средств, участвующих в получении дохода. Применение системы допускается при наличии парка не более 20 единиц техники.
Как выбрать систему налогообложения для ИП, занимающихся грузоперевозкой
Грузоперевозки – это деятельность по доставке груза от отправителя к получателю. Заняться этим бизнесом просто, достаточно иметь собственный или арендованный грузовой транспорт и водителя с нужной категорией прав. Если вас интересует это направление, предлагаем узнать, какую систему налогообложения выбрать для ИП по грузоперевозкам.
Обратите внимание, что для налогового учета грузоперевозки и дополнительные услуги перевозчика, например, экспедиторские — это разные виды деятельности:
- код ОКВЭД грузоперевозки — 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта»;
- код ОКВЭД экспедиторских услуг — 52.24 «Транспортная обработка грузов».
Для грузоперевозок можно применять такие льготные налоговые режимы, как ЕНВД и ПСН, а для дополнительных услуг – нельзя. Учитывая это, при выборе ЕНВД или ПСН следите за тем, чтобы в документах с клиентом у вас были указаны только услуги по перевозке. Если налоговая инспекция обнаружит в акте другие оказанные услуги, то этот доход будет обложен налогом дополнительно, в рамках УСН или ОСНО.
Как рассчитать ЕНВД по транспортным услугам
Ведение бухгалтерского контроля и отчетности «вмененщиком» не является обязательным действием, но ему нужно иметь другие необходимые документы. Это необходимо для соблюдения условий и проверки налогообложения. К примеру, плательщик может приобрести несколько машин и превысить лимит в 20 единиц.
Популярный вопрос: если ИП на ЕНВД и осуществляет грузоперевозки, какие документы должен вести предприниматель? Основные:
- учет физических параметров;
- заполнение налоговой декларации;
- отчетность на сотрудников;
- договор кассовой дисциплины;
- ведение путевых листов;
- оформление накладных на перевозимый груз;
- заключение договоров между ИП и заказчиком.
Платеж причисляется к квартальным, в связи с чем его нужно рассчитать на 3 месяца. Перевести его следует до 25 числа после отчетного срока. До 20 числа месяца, идущего после квартального периода, нужно сдать декларацию.
Налогоплательщики могут снизить сумму на пособия, выданные сотрудникам, занятым в сферах деятельности, по которым предусмотрен ЕН (единый налог). Величина подобного уменьшения не может превышать 50 % начисленной суммы. ИП без наемных сотрудников могут корректировать ЕНВД на фиксированные страховые выплаты без 50-процентного ограничения.
В таблице указана ответственность за опасные правонарушения в рассматриваемом сегменте.
Предприниматель занимается перевозкой пассажиров в Санкт-Петербурге и имеет в распоряжении 1 автомобиль. Перевозки осуществляет сам, наемных работников нет. Количество посадочных мест равно 3. Воспользуемся формулой:
ЕНВД за квартал = (БД × ФП × К1 × К2 × Налоговая ставка) × 3
Налоговая база = 1500 (базовая доходность при перевозках пассажиров) × 3 (количество посадочных мест) × 2,005 (К1) × 0,25 (К2) = 1500 × 3 × 2,005 × 0,25 = 2 255,63 рубля;
налоговая ставка = 15%;
ЕНВД за месяц = 2 255,63 × 15% = 338,34 рубля;
ЕНВД за квартал = 338,34 × 3 = 1015,02 рубля.
При расчете налога для грузоперевозок будем использовать базовую доходность в 6 000 рублей, а физическим показателем будет не количество мест для пассажиров, а количество автомобилей, которые задействованы в получении прибыли. Машины, которые находятся в ремонте или запасе, при расчете налога не учитываются.
Грузоперевозки являются довольно популярным видом деятельности среди индивидуальных предпринимателей. Выбор предпринимателями налогового режима будет определяться индивидуальными особенностями деятельности. При оказании подобных услуг предприниматели используют транспорт, который находится либо в собственности лица, либо принадлежит ему на правах временного пользования.
Среди особенностей данного вида деятельности можно выделить следующие:
- Необходимость выписки путевых листов по каждой поездке. Документ выписывается независимо от того, к какой категории относится водитель. Даже если за руль сел сам предприниматель, то путевой лист должен быть выписан, причем даже для поездок по городу. Бланк путевого листа предпринимателя отличается от того, что используется юрлицами. Оформление документа производится по строгим правилам и обязательно с участием медработника.
- Необходимость выдачи водителю трудового договора, а также доверенности на управление ТС. Если водитель не принят в штат, то договор заключается с компанией, предоставившей данного водителя и ТС в аренду.
- Необходимость ведения книги учета путевых листов.
- Обязательное заключение договоров транспортной экспедиции.
Расчет ЕНВД для ИП грузоперевозки 2021
На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.
Определим сумму страховых взносов.
Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:
- 12 — количество месяцев;
- 12 392 — МРОТ на 2021 год;
- 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
- 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.
«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.
Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.
НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.
Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.
База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.
Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей нал��г составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
- Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
- Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому
многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?
Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:
- В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
- Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
- УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.
Выбор системы налогообложения для ИП, осуществляющего грузоперевозки
- Необходимость оформления значительного количества оправдательных документов для подтверждения расходов.
- Обязанность по уплате НДС. При оказании услуг по грузоперевозкам отсутствуют значительные обороты выручки. Если ИП не заинтересован работать с компаниями, имеющими обязательства по НДС, предприниматель может отказаться от уплаты НДС.
- Выписку путевых листов на каждую поездку. Выписка документа производится вне зависимости от категории водителя. Если за рулем предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами, но оформление должно производиться строго по правилам и с участием медработника.
- Выдачу копии трудового договора водителю и доверенности на право управления транспортным средством. Если водитель не является штатным сотрудником, заключается договор с организацией или ИП, предоставившим водителя и транспорт в аренду.
- Ведение книг учета выданных путевых листов.
- Заключение договоров транспортной экспедиции.
Переход на онлайн-кассы для ЕНВД
С 1 июля 2019 года те бизнесы, которые обязаны применять ККТ (прежде всего, это магазины на ОСН и УСН), должны задействовать особую разновидность соответствующего вида устройств — онлайн-кассы. К таким субъектам торговые предприятия на ЕНВД, таким образом, не относятся, и требования по применению онлайн-касс пока что на них не распространяются.
Однако, указанная привилегия — неиспользование ККТ, для торговых предприятий на ЕНВД продлится только до 01.07.2019 года (уже внесены поправки в законодательство, согласно которым некоторым категориям предпринимателей отсрочка по переходу на онлайн-кассы продлена до 1 июля 2019 года — подробнее об этом далее в статье или ЗДЕСЬ ). После магазины на ЕНВД должны будут использовать контрольно-кассовую технику, а значит — и онлайн-кассы.
Усн или енвд для ип грузоперевозки
Подробнее о сдаче транспортных средств в аренду. Если ИП на ЕНВД грузоперевозки осуществляет собственными силами на автотранспорте переданному в аренду организации или другому предпринимателю, то такая деятельность относится к этому спец. режиму (письмо Минфина № 03-11-11/154 от 03.06.10). Иначе дело обстоит при аренде транспортного средства без экипажа. Тогда ИП уже не может осуществлять деятельность в рамках вмененной системы налогообложения.
Использование автотранспортных средств для перевозки грузов попадает под вмененку, если соблюдаются нормы, указанные в ст.346.26.Чтобы ИП, используя ЕНВД, осуществлять грузоперевозки, количество транспортных средств, участвующих в этой деятельности не должно превышать 20 единиц. Данное условие касается как собственной техники, так и арендованной.