Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Типовой устав общественной организации в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В отличие от других некоммерческих организаций общественные создаются на базе членства. Учредители также выступают в качестве членов и не могут рассчитывать на какие-либо преференции. Задача участника заключается в выплате членских и имущественных взносов, а также за ним сохраняется право на прекращение участия. Членство не отчуждается, правомочия другому лицу не передаются.
Как составить и утвердить устав
Устав является учредительным документом, в котором отображаются права и обязательства участников, условия приема в НКО и выхода из нее. Оформление происходит на бумаге формата A4, количество экземпляров – 2. Все страницы документа подвергаются нумерации и сшиванию. На последнем листе указывается общее количество листов, ставится штамп.
На основании шаблона каждая ОО может разработать собственный бланк. Его утверждение должно произойти до момента фактической регистрации. В заявлении прописываются сведения о факте его принятия. Оно содержит следующие реквизиты:
- дата и место;
- орган, который принял документ.
Нюансы, которые необходимо учесть при подготовке устава
Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:
- о создании других юридических лиц и участии в них;
- создании филиалов в других регионах и открытии представительств.
На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:
- указание в уставе данных об учредителях;
- указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
- право на формирование целевого капитала;
- регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.
3.1. Общественная организация преследует общественно полезные цели, направленные на:
- распространение идей взамной помощи и поддержки;
- популяризацию благотворительной деятельности;
- распространение правовых знаний;
- содействие улучшению взаимоотношений между органами власти и гражданами;
- повышение социальной ответственности граждан;
- формирование сильной гражданской позиции;
- охрану и защиту прав и свобод человека;
- содействие охране и защите прав и законных интересов граждан;
- юридическую поддержку физических и юридических лиц;
- защиту своих интересов на федеральном уровне;
- законодательные инициативы;
- участие в разработке законопроектов и нормативных актов, реализацию федеральных и региональных государственных программ;
- подготовку и внедрение инновационных проектов, программ в рамках целей и задач общественной организации;
- организацию международных контактов;
- информационную поддержку членов организации;
- обмен информацией, опытом между членами организации.
3.2. Виды деятельности Общественной организации:
- Просветительская. Пропаганда идеи взаимной помощи, информирование граждан об их правах, популяризация благотвориьельности. Информационная деятельность в сфере электронных, печатных средств массовой информации и иных возможных информационных сетях, учреждение средств массовой информации. Создание собственных средств массовой информации. Проведение конференций, семинаров.
- Защита прав и свобод человека и гражданина. Организация юридических консультаций. Представительство в судах, иных организациях и учреждениях всех форм собственности членов Общественной организации, членов их семей, а также других граждан в случаях нарушения их конституционных прав и законных интересов.
- Обобщение информации, связанной с нарушением прав и законных интересов граждан РФ в области интересов Общественной организации в соответствии с ее уставными целями и задачами.
- Поддержка и осуществление мероприятий, направленных на защиту достоинства личности, нравственных и моральных устоев общества, его культурных и исторических традиций, охрану здоровья, конституционных прав и свобод человека.
- Содействие разработке и реализации социальных, культурных, образовательных, здравоохранительных, экологических проектов, программ, иных мероприятий, направленных на формирование гармоничной личности, а также на охрану защиты нравственного, духовного, психического и физического здоровья человека.
- Проведение социологических исследований, общественных экспертиз членами Общественной организации и привлеченными специалистами.
- Международные контакты. Взаимодействие с дружественными зарубежными организациями. Участие в международных мероприятиях.
- Благотворительная деятельность, привлечение добровольных пожертвований на цели деятельности Общественной организации, а также граждан, нуждающихся в той или иной помощи и/или материальной поддержке.
- Иная, не запрещенная законом деятельность, направленная на реализацию целей Общественной организации.
3.3. Имущество Общественной организации создается за счет:
- добровольных взносов, пожертвований граждан и организаций;
- поступлений от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
- доходов от предпринимательской деятельности членов Общественной организации;
- гражданско-правовых сделок;
- внешнеэкономической деятельности Общественной организации;
- других, не запрещенных законом поступлений.
5.1. Члены Общественной организации — физические лица и представители юридического лица — имеют право:
- 5.1.1. избирать и быть избранными в органы управления Общественной организации и ее территориального отделения;
- 5.1.2. участвовать в Общем собрании Общественной организации и голосовать по вопросам повестки дня;
- 5.1.3. получать услуги Общественной организации по защите своих прав и законных интересов;
- 5.1.4. по своему усмотрению выходить из Общественной организации;
- 5.1.5. вносить предложения в повестку Общих собраний членов Общественной организации;
- 5.1.6. обращаться в руководящие органы Общественной организации по любым вопросам, связанным с ее деятельностью.
5.2. Члены Общественной организации обязаны:
- 5.2.1. соблюдать положения настоящего Устава;
- 5.2.2. принимать посильное участие в деятельности Общественной организации, её территориальных отделений;
- 5.2.3. своевременно вносить членские взносы, размер и порядок уплаты которых определяется Общим собранием членов Общественной организации;
- 5.2.4. предоставлять информацию, необходимую для решения вопросов, связанных с деятельностью Общественной организации;
- 5.2.5. не разглашать конфиденциальную информацию Общественной организации.
Последние изменения в законодательстве для НКО в 2021 году
К заявлению о регистрации изменений в ЕГРЮЛ необходимо приложить протокол общего собрания (решение учредителя) о внесении изменений. В зависимости от регистрируемых изменений могут потребоваться дополнительные документы (например, при изменении места нахождения — документы, подтверждающие права на адрес). Все документы подаются в 2 экземплярах. Также необходимо предоставить паспорт заявителя для ознакомления. Для регистрации изменений в ЕГРЮЛ или устав вы можете также обратиться к специалистам, в этом случае необходимо выдать представителю нотариальную доверенность для регистрации изменений (заверяется вместе с заявлением о регистрации) от имени организации (а не от заявителя-физического лица).
Регистрирующим органом для некоммерческих организаций является Минюст (для местных и межрегиональных организаций — территориальный отдел Минюста, для общероссийских, международных НКО, политических партий — Центральный аппарат Минюста РФ).
При невыполнении этой обязанности или нарушении срока подачи заявления (уведомления) о внесении изменений в ЕГРЮЛ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Срок рассмотрения документов Минюстом:
- 33 дня в отношении общественных объединений
- 30 дня — политических партий
- 1 месяц и 3 дня или 6 месяцев и 3 дня (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций и их отделений
- 17 рабочих дней — иных некоммерческих организаций
Срок регистрации изменений в ЕГРЮЛ налоговым органом (сведения в налоговый орган направляются Минюстом) — 5 рабочих дней.
По результату регистрации получите выписку и лист записи, подтверждающий регистрацию.
В случае предварительной регистрации сведений в ЕГРЮЛ подача заявления о регистрации устава возможна только по истечении определенного срока (например, при смене места нахождения — 20 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ).
Для регистрации новой редакции устава или иного учредительного документа НКО в Минюст предоставляются следующие документы:
- заявление по форме № Р13014 — 2 экз.
- решение (протокол) об утверждении изменений в учредительный документ (утверждении новой редакции устава, иного учредительного документа) — 2 экз.
- изменения в учредительный документ (учредительный документ в новой редакции) — 3 экз.
- квитанция об оплате госпошлины. Данный документ не является обязательным, но рекомендуем его представить.
Для общественной организации дополнительно предоставляется:
- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением
- протоколы съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного или общероссийского общественных объединений
- в случае внесения изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого данное отделение (организация) действует, представляется также устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом в 2 экземплярах
Сроки регистрации изменений в устав аналогичные.
Как составить и утвердить устав
Устав является учредительным документом, в котором отображаются права и обязательства участников, условия приема в НКО и выхода из нее. Оформление происходит на бумаге формата A4, количество экземпляров – 2. Все страницы документа подвергаются нумерации и сшиванию. На последнем листе указывается общее количество листов, ставится штамп.
На основании шаблона каждая ОО может разработать собственный бланк. Его утверждение должно произойти до момента фактической регистрации. В заявлении прописываются сведения о факте его принятия. Оно содержит следующие реквизиты:
- дата и место;
- орган, который принял документ.
1.1. Общероссийская общественная организация «Социальное содействие» (далее — «Организация») является добровольным, самоуправлением и независимым общественным объединением, созданным в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей и задач, указанных в настоящем Уставе.
1.2. Организационно-правовая форма Организации — общественная организация.
1.3. В своей деятельности Организация руководствуется законодательством Российской Федерации, в том числе Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также настоящим Уставом.
1.4. Организация подлежит государственной регистрации и приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации. Организация обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
1.5. Организация имеет самостоятельный баланс, печать со своим полным официальным наименованием, вправе иметь соответствующие штампы, бланки, открывать расчетные и иные счета в учреждениях банков, иметь флаги, вымпелы, эмблемы и другую атрибутику и символику. Организация вправе иметь собственные печатные органы.
1.6. Организация отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Организация не несет ответственности по обязательствам государства, государство не несет ответственности по обязательствам Организации. Организация не несет ответственности по обязательствам своих членов, члены Организации не несут ответственности по обязательствам Организации.
1.7. Местонахождение и почтовый адрес Организации, Правления и Председателя Организации: Российская Федерация, 115516, город Москва, ул. Прохладная, д. 18
1.8. Полное официальное наименование Организации — Общероссийская общественная организация «Социальное содействие».
1.9. Деятельность Организации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности и должна быть гласной.
1.10. По территориальной сфере деятельности Организация является общероссийским общественным объединением и осуществляет свою деятельность в пределах территории Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.11. Организация вправе на добровольных началах объединятся с другими общественными объединениями в союзы (ассоциации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.1 Имущество и средство Организации формируется за счет следующих источников:
- вступительные и членские взносы;
- добровольные взносы и пожертвования российских и зарубежных юридических и физических лиц;
- целевые взносы членов Организации;
- поступления от реализации целевых программ;
- доходы, получаемые от собственности Организации;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- доходы от гражданско-правовых сделок;
- дивиденды (доходы, проценты) получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы от деятельности хозяйственных обществ и товариществ, созданных Организацией и (или) в которых участвует Организация;
- доходы от внешнеэкономической деятельности Организации;
- иные поступления, не запрещенные законодательством Российской Федерации. При выходе (исключении) из членов Организации вступительные, членские, добровольные и целевые взносы не возвращаются.
6.1. Учредителями и членами Организации могут выступать:
- граждане, достигшие 18-летнего возраста, разделяющие цели и задачи Организации, признающие настоящий Устав;
- юридические лица — общественные объединения, разделяющие цели и задачи Организации, признающие настоящий Устав. Учредители приобретают членство автоматически. Членство в Организации добровольное. Оно не препятствует работе в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, членству в других общественных объединениях.
6.2. Решение о принятии в члены Организации принимается Правлением: для физических лиц — на основании поданного письменного заявления; для юридических лиц (общественных объединений) — на основании решения, принятого компетентным органом юридического лица.
6.3. Члены Организации имеют право:
- участвовать в деятельности Организации и во всех ее мероприятиях;
- голосовать на общем собрании в порядке, установленном настоящим Уставом;
- получать помощь и консультации Организации;
- обучаться на курсах, семинарах, организуемых Организацией;
- своевременно получать информацию о мероприятиях, которые Организация проводит и (или) в которых оно участвует;
- избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы Организации;
- вносить на рассмотрение руководящих органов предложения по вопросам деятельности Организации;
- вносить предложения о внесении изменений и дополнений в Устав Организации;
- получать информацию по всем направлениям деятельности Организации;
- иные права, установленные настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации.
Образец устава общественной организации в 2021 году
П. 3 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ установил, что устав НКО корпоративной формы утверждается на учредительном собрании или конференции некоммерческой организации. К моменту их созыва проект документа должен быть подготовлен и разослан учредителям для одобрения и последующего утверждения.
Для унитарной НКО устав утверждается учредителем, собственником имущества — в зависимости от формы НКО, наличия специальной нормы, применимой к данному виду организаций или конкретной организации.
После утверждения устава документы юридического лица передаются на регистрацию в Министерство юстиции. В п. 3 ст. 14 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ) определен перечень сведений, которые обязательно должны быть внесены в устав НКО. Это:
- местонахождение (согласно п. 2 ст. 4 закона № 7-ФЗ оно совпадает с местом регистрации);
- порядок управления (органы и их полномочия);
- цели деятельности (некоммерческие) и конкретный предмет (виды деятельности, их перечень должен быть исчерпывающим, формулировка «и иные» недопустима);
- сведения об обособленных подразделениях;
- права и обязанности членов НКО, если членство как форма участия предусмотрено, то порядок вступления в членство и его прекращения;
- сведения об имуществе НКО и источниках его возникновения, его судьба при прекращении деятельности;
- описание символики организации;
- процедуры по изменению документов.
Министерство юстиции РФ в 2021 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста.
Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).
Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2021 — 2021 годов можно отметить:
- Отказ от обязательного оформления титульного листа.
- Сквозную нумерацию всех страниц.
- Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
- Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
- При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.
Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать НКО в Минюсте самостоятельно? Процесс создания и регистрации некоммерческой организации можно описать пошагово следующим образом:
Процедура открытия НКО должна включать в себя выбор вида НКО, определение системы налогообложения, видов деятельности, состава учредителей, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру НКО, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы НКО быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.
При выборе руководителя НКО необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации НКО. Указанную проверку можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.
Размер госпошлины за регистрацию НКО при создании, за исключением политических партий и региональных отделений политических партий, общероссийских общественных организаций инвалидов и их отделений, составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Размер пошлины за регистрацию партии и ее регионального отделения — 3 500 рублей.
Размер пошлины за регистрацию общественных организаций инвалидов и их отделений — 1 400 рублей.
Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).
Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию потребительского кооператива при создании:
- заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
- решение (протокол) о создании НКО/ для общественных объединений — выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа (2 экз.)
- учредительные документы (3 экз.);
- квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
- документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
- если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
- нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
- паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
- разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
- протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений
- если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации НКО подать заявление о применении УСН
Образец устава некоммерческой организации
5.1. Фонд ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. Фонд предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям Фонда и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Фонде, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Фонда, представляемых учредителям Фонда, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.
5.4. Фонд хранит следующие документы:
- договор о создании Фонда;
- устав Фонда, изменения и дополнения, внесенные в устав Фонда, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании Фонда, документ о государственной регистрации Фонда;
- документы, подтверждающие права Фонда на имущество, находящееся на его балансе;
- внутренние документы Фонда;
- положение о филиале или представительстве Фонда;
- годовые отчеты;
- документы бухгалтерского учета;
- документы бухгалтерской отчетности;
- протоколы заседаний попечительского совета, правления, ревизионной комиссии (ревизора) Фонда;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) Фонда, аудитора Фонда, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
- иные документы, предусмотренные федеральным законодательством;
- иные документы, предусмотренные внутренними документами Фонда, решениями попечительского совета, правления Фонда, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Фонд обязан обеспечить учредителям Фонда доступ к указанным выше документам.
5.5. Для осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью Фонда попечительским советом избирается ревизионная комиссия в составе человек сроком на год (или года, или лет). Выбытие отдельных членов ревизионной комиссии, а также избрание ее новых членов не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель. Фонд вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.
5.6. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) Фонда включает следующие полномочия:
- проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Фонда по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора), решению попечительского совета или по требованию учредителя Фонда;
- истребование у органов управления Фонда документов о финансово-хозяйственной деятельности;
- созыв попечительского совета;
- составление заключения по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности, в котором должны содержаться:
- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов Фонда;
- информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
5.7. Порядок деятельности ревизионной комиссии (или ревизора) определяется внутренним документом-положением (регламентом и т.п.), утверждаемым общим собранием учредителей, а в дальнейшем попечительским советом.
5.8. По решению попечительского совета членам ревизионной комиссии (ревизору) Фондом в период исполнения ими своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и/или (не) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими (им) своих обязанностей.Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением попечительского совета.
5.9. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда попечительский совет назначает аудитора Фонда.
Готовим устав общественной организации
Оформляется на бумаге формата А4 в двух экземплярах. Все страницы документа нужно пронумеровать, сшить, на последнем листе зафиксировать общее число листов и поставить печать.
Образец будет одинаковым, независимо от территориального признака. Ниже мы предагаем вариант для общероссийской структуры, но его можно использовать, чтобы разработать, например, образец устава межрегиональной общественной организации.
Утверждается на общем собрании участников. Разработать и утвердить его нужно до регистрации НКО, так как устав входит в необходимый для этого пакет документов, а в заявлении на регистрацию указывается информация о его принятии: дата и место, принявший орган, например, общее собрание.
Разрабатывая документ, например, образец устава региональной общественной организации 2020 года или любой другой, необходимо включить следующие сведения:
- о наименовании,
- о месте ее нахождении НКО,
- о предмете и целях ее деятельности,
- о порядке вступления и выхода;
- о составе и компетенции ее органов и и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
- об имущественных правах и обязанностях участника (члена);
- о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации.
1.1. Общероссийская общественная организация «», именуемая в дальнейшем Организация, является основанным на членстве общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан и юридических лиц – общественных объединений.
1.2. Полное наименование Организации на русском языке: Общероссийская общественная организация «», сокращенное наименование на русском языке: РОО «», полное наименование на языке: «», сокращенное наименование на языке: «».
1.3. Организация осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
Устав общественной организации (Общероссийской)
Процедура создания автономной некоммерческой организации (АНО) должна включать в себя определение учредителя (ей), выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущей автономной некоммерческой организации (АНО), предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы автономной некоммерческой организации (АНО) быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.
При определении состава учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо учитывать следующие положения закона:
Положениями ст. 123.24 ГК РФ предусмотрено, что автономная некоммерческая организация (АНО) может быть создана одним лицом, то есть количественный состав не имеет значения в отличие от некоторых иных видов НКО. Учредителями АНО могут быть физические лица и/или юридические лица, при этом учредитель вправе выйти из состава учредителей в любой момент, также АНО вправе по единогласному решению учредителей принять новых учредителей. Особенностью АНО является тот факт, что она является унитарной, а не корпоративной организацией, то есть в АНО не предусматривается членства, учредители не имеют предусмотренных законом корпоративных прав и обязанностей, в частности оспаривать сделки организации от имени организации и т.д. Также, как и во многих иных НКО, учредители автономной некоммерческой организации (АНО) утрачивают права на имущество, деньги, переданные в собственность автономной некоммерческой организации (АНО) в отличие, например, от ООО, в которой участники имеют долю в уставном капитале. Вместе с тем, ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители по долгам АНО. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
При определении структуры органов управления автономной некоммерческой организации (АНО) нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:
- Единоличный исполнительный орган (президент, председатель, генеральный директор и т.д.) — осуществляет оперативное управление АНО
- Постоянно действующий коллегиальный орган (совет, президиум и т.д.) — может создаваться по желанию учредителей и ему передается часть полномочий согласно уставу
Срок полномочий и наименование должности исполнительных органов определяются уставом.
При выборе руководителя автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации автономной некоммерческой организации (АНО). Указанную проверку можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.
Учредительным документом для АНО является устав, а также учредительный договор, заключенный между ее членами. Устав автономной некоммерческой организации (АНО) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов автономной некоммерческой организации (АНО) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов автономной некоммерческой организации (АНО), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации автономной некоммерческой организации (АНО). Учредителям союза нужно быть готовыми к тому, что регистраторы (сотрудники Минюста) очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации ООО налоговыми органами, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.
Для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо принять решение о ее создании. Решение о создании автономной некоммерческой организации (АНО) принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении автономной некоммерческой организации (АНО).
В любом случае протокол общего собрания о создании автономной некоммерческой организации (АНО) должен содержать:
- На обложке пишется, что устав утверждается решением единственного учредителя.
- В главе об органах управления указывается, что высший орган — единственный учредитель ООО.
- Выход владельца из общества невозможен. Сначала ему надо продать долю третьему лицу.
Устав утверждается решением единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью. Нумерация начинается со второй страницы. Прошивать устав не надо. Печать должна быть односторонней.
В устав желательно включить пункты, которые относятся ко всем аспектам функционирования общества.
- Полное и при наличии сокращенное фирменное наименование общества.
- Адрес. На 2021 год законодательство резрешает указать его лишь до название населенного пункта, исключая улицы и строения. Это называется «место нахождения юридического лица»». Делается для того чтобы проще было менять адрес общества внутри этого населённого пункта, без внесения изменений в Устав.
- Цели Общества.
- Виды деятельности.
-
Описание органов управления:
- состав
- компетенция
- порядок принятия решений
Органов управления может быть несколько:
- первый — учредитель
- второй — руководитель организации
- можно создать третий — совет директоров, который является промежуточным звеном между собственников и директором.
- для крупных фирм возможно создание ревизионной комиссии, которая регулирует финансовые вопросы.
- Размер уставного капитала. В 2021 году не может быть меньше 10000 рублей, которые вносятся наличными деньгами. Оставшуюся сумму, если взнос больше 10000 рублей, можно внести как деньгами, так и имуществом.
- Порядок изменения уставного капитала.
- Права и обязанности единственного учредителя ООО.
- Пункт о невозможности единственного участника выйти из общества без продажи доли.
- Информация о правилах хранения документации ООО и порядке предоставления сведений третьим лицам.
-
Другая информация, которая не противоречит законодательству:
- о применении печати
- о сроках проведения годовых собраний
- о размерах и способах выплаты дивидендов
- сроки полномочий руководителя
- права и обязанности руководителя
- сведения о филиалах, если таковые планируются
- данные о реорганизации и ликвидации ООО и т.д.
С июня 2019 ООО смогут работать по типовому уставу. Владельцам фирм не надо будет разрабатывать собственный документ. Можно просто выбрать номер типового устава и подать заявление в ИФНС. Предоставлять распечатанный устав в налоговую не надо.
Законодатели разработали 36 типовых уставов.
Типовые уставы отличаются друг от друга:
- возможностью выйти из состава участников общества
- необходимостью получать согласие других собственников на отчуждении доли
- правом преимущественного выкупа доли
- возможностью наследования доли
- особенностями органов управления
- наличием наемного директора
- необходимостью прибегать к услугам нотариуса для удостоверения решений общего собрания общества.
- Не нужно самостоятельно разрабатывать
- Не надо предоставлять в ИФНС ни в бумажном, ни в электронном виде, достаточно указать по какому номеру типового устава работает ООО
- Универсальны: не содержат данных о названии, размере уставного взноса, адресе. Поэтому при изменении этой информации, устав менять не надо.
- Бизнес станет более «прозрачным», что увеличит доверие контрагентов. Типовые уставы находятся в свободном доступе в интернете, поэтому с ними можно ознакомиться в любое время.
- Отсутствие возможности внести индивидуальные правки в устав.
Все изменения, которые вносятся в устав, подлежат регистрации в налоговой. Возможны 2 типа изменений.
- Изменения, которые касаются только сведений из ЕГРЮЛ, по форме Р13014. Это при условии, что в уставе все останется без изменений.
-
Изменения, которые затрагивают текст устава. Заполняется форма Р13014. Это касается:
- фирменного названия
- смены адреса ООО
- органов управления
- состава учредителей и их долей
- видов деятельности
- филиалов, структурных подразделений
- размера уставного взноса
- случаев приведения Устава в соответствии с ФЗ-312
Например, вы меняете сферу деятельности. Эти сведения есть и в уставе и в ЕГРЮЛ. Тогда заполняем форму Р13014.
В отличие от других некоммерческих организаций общественные создаются на базе членства. Учредители также выступают в качестве членов и не могут рассчитывать на какие-либо преференции. Задача участника заключается в выплате членских и имущественных взносов, а также за ним сохраняется право на прекращение участия. Членство не отчуждается, правомочия другому лицу не передаются.
Участники не несут ответственности по обязательствам предприятия и наоборот. Основные отличия общественных организаций заключаются в региональной принадлежности. Они могут быть общероссийскими (функционируют на территории свыше 50% российских субъектов), межрегиональными, региональными (работают только на территории конкретного региона), местными (в рамках территории органа местного самоуправления).
Спортивная ОО предполагает цель – обеспечение спортивных мероприятий и формирование у населения привычки заниматься спортом.
Организация такого плана действует на территории только одного региона. Если их количество является большим, речь идет о межрегиональной ОО.
Цель формирования ОО – поддержание экологической ситуации на местности в норме и разработка мер для ее улучшения.
Устав является учредительным документом, в котором отображаются права и обязательства участников, условия приема в НКО и выхода из нее. Оформление происходит на бумаге формата A4, количество экземпляров – 2. Все страницы документа подвергаются нумерации и сшиванию. На последнем листе указывается общее количество листов, ставится штамп.
На основании шаблона каждая ОО может разработать собственный бланк. Его утверждение должно произойти до момента фактической регистрации. В заявлении прописываются сведения о факте его принятия. Оно содержит следующие реквизиты:
- дата и место;
- орган, который принял документ.
В процессе разработки образца документа необходимо предусмотреть включение в него следующих данных:
- наименование НКО;
- место пребывания;
- цели создания и фактической деятельности;
- порядок участия/выбытия;
- состав членов;
- порядок принятия новых решений;
- имущественные права и обязательства;
- нюансы распределения имущества в процессе ликвидации.
Документ должен состоять из нескольких разделов. Целесообразнее всего включить в него общие положения, права и обязанности сторон, а также ответственность за определенные явления и события.
В каждом разделе следует четко прописать пункты в целях их пояснения. Это позволит избежать разногласий в ходе практического использования документа, а также предотвратить нарушения действующего законодательства и ущемление прав других участников.
- Образец. Устав товарищества с ограниченной ответственностью (новая редакция)
- Образец. Учредительный договор закрытого акционерного общества
- Образец. Учредительный договор закрытого акционерного общества
- Образец. Учредительный договор о создании ассоциации
- Образец. Учредительный договор о создании полного товарищества
- Образец. Учредительный договор общества с ограниченной ответственностью «название общества»
- Образец. Учредительный договор открытого акционерного общества «название общества»
- Образец. Учредительный договор товарищества на вере (коммандитного товарищества)
- Образец. Учредительный договор товарищества с ограниченной ответственностью (новая редакция)
- Образец заявления на изготовление круглой мастичной печати и углового штампа
- Образец. Договор о создании и деятельности эмиссионного синдиката
- Образец. Прекращение деятельности
- Образец. Примерный устав ассоциации (концерна)
- Образец. Примерный устав фондовой биржи
- Образец. Устав акционерного общества
- Письменное обязательство учредителей о продаже акций
- Положение о размещении акций и иных ценных бумаг акционерного общества (типовая форма)
- Положение о филиале № 1 товарищества с ограниченной ответственностью (пример)
- Примерный устав государственного (муниципального) предприятия
- Примерный учредительный договор о создании полного (коммандитного) товарищества
Устав некоммерческой организации следует создавать, соблюдая все догмы законодательства РФ, опираясь при этом на опыт формирования подобной документации для данных организаций. Обобщенный вариант устава необходимо совершенствовать дополнительными пунктами, зависимо от сферы действия НКО, так как сегодня законодательство относительно данных формирований терпит значительные изменения.
При составлении устава важно брать во внимание требования указанные в п. 41 Административного регламента.
Необходимо учитывать следующие правила данного регламента:
- Страницы всех экземпляров нумеруются;
- Устав составляется в трех экземплярах;
- Два из них перед предоставлением на регистрацию прошиваются и резервируются лично составителем на месте прошивки последней страницы.
Как составить устав ООО с одним учредителем
Основные положения об уставе ООО содержатся в ст. 12 закона № 14-ФЗ. Она основывается на нормах ст. 52 и ст. 89 ГК РФ, но при этом устанавливает правила, отражающие специфику хозяйственного общества данного вида.
Независимо от того, чем будет заниматься компания, стандартный устав ООО с одним учредителем должен включать в себя следующие сведения:
- название компании;
- место ее расположения;
- какие органы управления существуют и какие у них полномочия;
- какой будет уставный капитал;
- какие у учредителя права и обязанности;
- можно ли выходить из общества;
- можно ли продавать свою долю, отчуждать ее иным образом или наследовать;
- как хранить документы общества.
Устав ано с правлением образец 2022
7.1. Высшим органом управления Организацией является коллегиальный орган — Правление Автономной некоммерческой организации (далее по тексту — «Правление»). Основной функцией Правления является обеспечение соблюдения Организацией целей, в интересах которых она создана.
7.2. Первоначальный состав Правления формируется из состава Учредителей, сроком на 1 год. Дальнейшие изменения в составе Правления производятся по решению самого Правления в составе не менее 3-х человек.
7.3. К исключительной компетенции Правления относится решение следующих вопросов:
7.3.1. Изменение и дополнение настоящего Устава.
7.3.2. Определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества.
7.3.3. Образование исполнительных органов АНО и досрочное прекращение их полномочий.
7.3.4. Реорганизовывать и ликвидировать АНО.
7.4. Заседание Правления правомочно, если на указанном заседании присутствует более половины его членов.
При отсутствии кворума заседание откладывается и Председателем Правления устанавливается следующая дата заседания, но не более чем через 10 (Десять) дней от даты несостоявшегося заседания.
7.4.1. Решение заседания Правления по вопросам его исключительной компетенции принимается квалифицированным большинством в 2/3 голосов членов Правления, присутствующих на заседании при наличии кворума.
7.4.2. В остальных случаях решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании при наличии кворума.
7.4.3. Правление вправе рассматривать любые вопросы, касающиеся деятельности АНО.
7.4.4. Каждый член Правления обладает одним голосом.
7.5. Председатель Правления и Секретарь избираются на заседании Правления сроком на один год с правом последующего переизбрания.
Председатель Правления и Секретарь осуществляют полномочия, связанные с подготовкой и проведением заседаний Правления, хранением документации проведенных заседаний.
7.6. Заседания Правления собираются Председателем Правления и проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. По письменному требованию любого члена Правления в десятидневный срок Председателем Правления должно быть созвано внеочередное заседание Правления АНО. Председатель Правления открывает и ведет заседание. В случае отсутствия Председателя Правления его обязанности в полном объеме исполняет лицо, избранное Председательствующим на данном заседании.
7.7. Решения Правления фиксируются в протоколе заседания, подписываемом Председателем Правления и Секретарем заседания.
7.8. Правление при необходимости может создавать комитеты из своего состава с привлечением сотрудников АНО для предварительного рассмотрения отдельных вопросов.
7.9. АНО не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам Правления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе Правления.
7.10. Директор Автономной некоммерческой организации (далее — Директор) является единоличным исполнительным органом управления АНО, который избирается Правлением сроком на пять лет. Трудовые отношения с ним регулируются трудовым договором, который заключается от лица АНО Председателем Правления. Директор подотчетен Правлению Организации. Срок пребывания на должности Директора может быть прерван в любое время по решению Правления с предварительным уведомлением Директора в соответствии с действующим законодательством.
7.11. К компетенции Директора относятся следующие вопросы:
-в рамках своей компетенции без доверенности действует от имени АНО, представляет ее в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, органами власти и управления в Российской Федерации и за рубежом;
— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
— утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений;
— создание филиалов и открытие представительств АНО;
— участие АНО в других организациях;
— присутствует на заседаниях Правления без права голоса;
— обеспечивает выполнение решений Правления;
-принимает на работу и увольняет персонал организации в соответствии с действующем законодательством;
-в рамках своей компетенции без доверенности заключает от имени организации договоры;
-выполняет другие функции, вытекающие из настоящего устава, трудового договора.
Директор обязан предоставлять Правлению любую информацию об оперативной деятельности АНО по первому его требованию.
7.12. С Директором АНО трудовой договор, заключает от имени АНО Председатель Правления Организации на основании соответствующего решения Правления. На время отсутствия Директора его компетенция в полном объеме переходит к его заместителю на основании соответствующего приказа Директора или решения Правления АНО.
7.13. Надзор за деятельностью Автономной некоммерческой организации осуществляет ее Учредители.
7.14. Для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности АНО может пользоваться услугами специализированной аудиторской организации (внешний аудит).
7.15. Правление имеет право назначать ревизора сроком на 1 год, для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности.
Типовые уставы — это готовые учредительные документы для ООО. Они не содержит конкретных сведений об организации, но отражают принципы ее функционирования. Типовые уставы можно использовать для создания компании или для смены действующего устава в организации.
Особенность типовых уставов заключается в том, что их нельзя редактировать под себя: придется выбирать из 36 официально предложенных вариантов или разрабатывать собственный. Организации не обязаны применять типовые документы, но могут воспользоваться данным правом, чтобы упростить регистрацию. Типовой устав не нужно распечатывать, заверять и подавать в ФНС: достаточно указать в заявлении номер выбранной формы.
В конце статьи вы можете скачать официальные формы типовых уставов или воспользоваться бесплатной возможностью от нашего сервиса: автоматически подготовить учредительные документы индивидуально под свое ООО.