Локальный нормативный акт: как разработать и утвердить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Локальный нормативный акт: как разработать и утвердить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса России, взаимоотношения между работодателями, сотрудниками, партнерами и потребителями регулируются не только законами, действующими на территории страны, но и внутренними положениями самого предприятия. Конечно же, юридическое лицо устанавливает какие-либо правила только в пределах собственной компетенции, с учетом всех допустимых регламентов. Исходя из определений, представленных в ст. 8 ТК РФ, можно понять, что под термином о классическом НПА принято понимать документ, содержащий нормы трудового права, и принимаемый корпорацией в дозволенных рамках.

Порядок согласования ЛНА

Прежде всего отметим, что порядок разработки и утверждения ЛНА работодатель определяет сам, закрепив его в соответствующем документе, которым также может быть ЛНА или другой документ (например, приказ).

А вот процедура согласования с представительным органом работников регламентирована ст. 372 ТК РФ.

Итак, работодатель перед утверждением ЛНА должен направить его проект и обоснование по нему в представительный орган работников.

Принятие ЛНА по согласованию с представительным органом работников в случаях, не установленных Трудовым кодексом, может предусматриваться коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ).

Общие требования к локальным нормативным актам организации

К основным общим требованиям можно отнести следующие требования:

  • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников в случаях, установленных Трудовым кодексом;

  • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

  • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;

  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

Принятие локальных нормативных актов

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе.

Работодатель может принять локальные нормативные акты следующими способами:

  • утвердить;

  • издать приказ (распоряжение) об утверждении локального нормативного акта.

Утверждая локальный нормативный акт, работодатель должен поставить подпись в реквизите «Гриф утверждения документа».

Если локальный нормативный акт принимается путем издания приказа (распоряжения), то в приказе об утверждении локального нормативного акта необходимо отразить:

  • дату введения его в действие;

  • указание об ознакомлении работников с локальным нормативным актом и сроки для этого;

  • фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального нормативного акта;

  • другие условия.

Порядок принятия локальных актов

Нетрудно догадаться, что разработка ЛНА — это процедура, реализуемая в соответствии с максимально комплексным, пошаговым и всесторонним подходом. Эксперты, отвечающие за делопроизводство в рамках тех или иных крупных фирм, всегда делят подобную работу на перечень основных, самых важных этапов:

  • первичное, базовое оформление;
  • согласование и аналитика;
  • внесение необходимых поправок;
  • утверждение со стороны руководства;
  • введение в правоприменительное поле;
  • контроль исполнения.

Причем согласно ст. 372 ТК РФ, человек, ответственный за реализацию всего комплекса операций, должен направить итоговый, готовый к запуску бланк на рассмотрение в орган первичной профорганизации. В роли таковой также может выступать любая другая аналогичная структура, которая занимается представлением интересов сотрудников в течение всего времени их взаимоотношений с работодателями.

Локальным нормативным актом организации не является документ, не принятый специалистами указанной надзорной службы. Конечно, отказать во вступлении той или иной бумаги в силу профсоюз (или его аналог) может исключительно при наличии веских оснований. Кроме того, при появлении каких-либо проблем, связанных с корректностью и грамотностью заверяемого шаблона, представители данного ведомства с легкостью обращаются к вышестоящим органам правительственной инспекции. Государственные специалисты в области взаимодействия с ТК обладают правоприменительными полномочиями, позволяющими им отменить унификацию, оформленную без согласия с текущими нормами законодательства страны.

Изменение и отмена ЛПА

Понимание того, какие документы — это локальные акты, а какие нет, представляется в виде ключа к грамотной организации рабочего процесса. Нетрудно догадаться, что все поправки, вносимые в представленные бумаги, должны оформляться путем выпуска соответствующих приказов. Причем самостоятельно варьировать различные условия, прописанные в подобных бланках, работодатель не может от слова совсем. Предупреждать персонал о грядущих формациях следует не менее, чем за два месяца до их финального утверждения в рамках предприятия. Именно о таком правиле рассказывают выкладки, присутствующие в ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации. В аналогичном порядке выполняется и отмена всевозможных НПА, регламентировать которую можно в любой момент.

Какие локальные правовые акты обязательны, а от каких можно отказаться

Существуют обязательные и не обязательные LPA. Инспекторы труда проверяют обязательную документацию. Если необходимые документы отсутствуют или представлены с нарушением, компании выносится предупреждение или штраф в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ.

Обязательно** Примеры местных нормативных актов:.

  • действующие на основе начисления заработной платы (статья 135 Трудового кодекса РФ); и
  • программа «Кадры» (Постановление Госкомстата № 1); и
  • программа отпусков (статья 123 Трудового кодекса РФ); и
  • программа сменности (статья 103 Трудового кодекса РФ); и
  • Правила внутреннего распорядка (статья 190 Трудового кодекса РФ); и
  • Положение о персональных данных (статья 86 Трудового кодекса РФ) и др.

**К обязательным ЕМЭД относятся те, которые предусмотрены Трудовым кодексом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, коллективным договором.

Помимо обязательного LAE, администрация может принимать и другие акты, которые помогают компаниям упростить свою работу, обеспечить безопасность компании и предотвратить/решить проблемы и подозрительные моменты в отношениях с сотрудниками. Примеры необязательных LLA включают

  • Положение об управлении персоналом, которое
  • Действуя на основе структурной классификации, и
  • Правила страхования, и
  • другие, не предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

Очень малые предприятия — отказаться от применения обязательных локальных нормативных актов могут только те, где работает менее 15 человек и годовая выручка не превышает 120 миллионов рублей (в соответствии со статьей 309.2 Трудового кодекса РФ). Однако все условия, предусмотренные обязательным ОУП, должны быть включены в контракт.

ВАЖНО: Эксперты компании «Стуженко и Партнеры» настоятельно не рекомендуют предприятиям малого и среднего бизнеса отказываться от пенсий по СПН. Это связано с тем, что в данном случае условия внутренней жизни учреждения могут быть изменены только с одобрения трудового коллектива.

Поэтому перед тем, как освободиться от местных норм, необходимо тщательно оценить выгоды и потери от такого решения.

Виды локальных нормативных актов

Традиционно считается, что местные постановления делятся на три категории: правила, нормы и директивы. Нормативные акты находятся на уровне 1, регламенты — на уровне 2, а директивы — на уровне 3.

Читайте также:  Жизнь штрафа. Как правильно отслеживать и оплачивать постановления

Кроме того, местные нормативные акты включают в себя штатное расписание и графики отпусков. В оба этих документа постоянно вносятся изменения. График отпусков — один раз в год; Комитет по кадрам — при появлении новых должностей. Коллективные договоры, с юридической точки зрения, являются еще одним видом документов, не относящихся к ПО.

С юридической точки зрения, местные нормативные акты можно разделить на два основных типа: обязательные и необязательные. Обязательные местные постановления предусмотрены в Трудовом кодексе. Согласно закону, добровольные местные постановления не являются обязательными для предприятий и могут быть приняты только в том случае, если работодатель решит, что это целесообразно.

Однако, если работодатель решает не соблюдать обязательный подзаконный акт, он не может, согласно закону, нарушить его так же, как нарушил бы обязательный подзаконный акт.

Список обязательных LNA включает пять позиций. Следующие.

  • те, которые обеспечивают защиту персональных данных; и
  • Правила работы и установление размера вознаграждения; и
  • правила работы для всех сотрудников и отдельных должностей; и
  • Инструкции по безопасности и охране труда; и
  • правила проведения аттестации в связи с занимаемой должностью или последующим карьерным ростом.

Каждый из этих документов имеет свои особенности, зависящие от сферы деятельности компании и деталей работы сотрудника.

Например, как правило, компания работает по пятидневному графику, а сотрудники, работающие в сменах по скользящей шкале, могут работать по субботам и воскресеньям. Оценки могут проводиться для всех сотрудников или только для руководителей.

Необязательные местные подзаконные акты — это положения, касающиеся

  • Персонал (взаимодействие с сотрудниками); и
  • предоставление сотрудникам необязательного медицинского страхования (если компания предоставляет такую возможность), …
  • Должностные инструкции и т.д.

Организации могут также создавать другие виды местных нормативных актов, все из которых должны соответствовать трудовому и другим законам. Последнее относится к случаям, когда ситуация, регулируемая данным документом, затрагивает законы, отличные от вышеупомянутых.

Что нужно знать про обязательные ЛНА?

Обязанность работодателя использовать СИЗ не предусмотрена Трудовым кодексом. Однако Трудовой кодекс и другие законодательные акты предусматривают перечень обязательных СЭУ.

1. правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Если в компании действует коллективный трудовой договор, ПВТР может быть составлен как приложение к нему (Трудовой кодекс, часть 2, статья 190).

В противном случае ВТТР принимается и признается в качестве независимого ДО. Раздел 189 Трудового кодекса определяет понятие коллективного трудового договора. Это местный нормативный закон, который регулирует процесс найма и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, рабочее время, время отдыха и поощрения.

санкции, применяемые к работникам, и другие вопросы, связанные с регулированием производственных отношений.

Выводы об обязательном характере рассматриваемого ЛПН следуют из статьи 190 АА, в которой описывается порядок его создания; отсутствие ЛПН может стать основанием для привлечения компании к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 КоАП. Некоторые документы рассматриваются регулятором как обязательные, и за их отсутствие работодатели могут быть оштрафованы.

2. положения об оплате труда. Условия оплаты труда должны быть указаны в трудовом договоре (статья 57 Трудового кодекса).

Статья 135 Трудового кодекса гласит, что «оплата труда работников определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда». Поэтому положения об оплате труда считаются обязательными документами для проверяющих органов, которые в ходе проверок могут оштрафовать сотрудников, не имеющих таких положений.

3. положения об охране труда. Статья 212 Трудового кодекса указывает на обязательный характер рассматриваемого SSE.

Данная статья не содержит прямого указания на выдачу таких документов. Однако в случае проверки или несчастного случая на производстве проверяющий орган обратит внимание на то, знали ли рабочие о правилах безопасности на производстве 1.

4. правила обработки, хранения и распространения персональных данных. Обязательства по неразглашению персональных данных и заявления о согласии на обработку персональных данных предусмотрены главой 14 Трудового кодекса РФ.

Их отсутствие может повлечь административную ответственность в соответствии со статьей 5.27 КоАП. Однако это лишь половина успеха.

Политика обработки персональных данных регулирует обработку персональных данных компанией в целом. Это означает, что она не ограничивается только работниками. Ответственность за нарушение Закона о персональных данных предусмотрена статьей 13.11 Закона Российской Федерации «Об административных правонарушениях».

И эта статья содержит значительные штрафы. При отсутствии политики, регулирующей работу с персональными данными, надзорный орган может начать серьезное расследование деятельности компании (Роскомнадзор не дремлет).

5. график отпусков. Он должен утверждаться ежегодно, не позднее чем за две недели до наступления следующего календарного года (Трудовой кодекс, статья 123).

В противном случае компания может быть привлечена к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ. Это также подтверждается Постановлением Пленума 45 Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 7.

Суды по-разному рассматривают отказ в предоставлении отпуска работникам, не участвующим в программе. 1. отказ работодателя, в том числе если он обоснован производственной необходимостью, может быть согласован 2.

или признан незаконным 3. суд обычно исходит из обстоятельств дела (см. также «Как работники и работодатели обсуждали отпуск в 2022 году»).

6. штатное расписание. Настоящий ЛНА не регулирует деятельность работников. Она определяет их численность, наличие вакансий и т.д. Однако, как правило, он включен в список обязательных LP. Причина этого очевидна. Они являются одними из первых, требуемых руководящим органом.

Комментарий к статье 12 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает пределы действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ней содержится ответ на вопрос, с какого времени начинает действовать закон или иной нормативный правовой акт и когда кончается его действие.

Статья базируется на Федеральном законе от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указе Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», определяющих порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти независимо от их отраслевой принадлежности.

Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если указано, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования или отсутствует какая-либо дата.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Вступление в силу закона со дня официального опубликования — наиболее распространенная дата его введения в действие. Обычно дата введения закона в действие содержится в его заключительных положениях (Закон о персональных данных). Во многих случаях дата вступления закона в силу определяется отдельным законом, устанавливающим порядок его введения в действие.

Кроме формулировки «вступление в силу со дня официального опубликования», закон может предусматривать иной порядок введения его в действие. Этот порядок может касаться как всего закона, так и его отдельных статей. Так, дата вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ — по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. В Законе о защите инвалидов указано, что Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Далее приводится перечень этих статей.

Читайте также:  Материальная помощь сотрудникам: налоговые последствия для компании и работников

2. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. 5 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования; иные акты Правительства РФ — со дня их подписания (п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления в силу.

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте России и обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

4. В комментируемой статье содержатся также условия, при которых прекращает свое действие закон или иной нормативный правовой акт.

Наиболее распространенное из них: закон или иной нормативный правовой акт отменяется актом того же или более высокого уровня. Закон может быть отменен только законом; указ Президента РФ — законом или указом Президента РФ; постановление Правительства РФ — законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ; нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти — законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти. В качестве примера отмены закона можно привести Закон об охране труда, который признан утратившим силу Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Трудовой кодекс называет в качестве условия прекращения действия закона или иного нормативного правового акта вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы по тому же вопросу. Это объясняется тем, что не всегда при принятии того или иного акта одновременно признаются утратившими силу соответствующие нормативные правовые акты. Поэтому в нормативном массиве всегда имеются акты, фактически утратившие силу, но формально не отмененные. При решении вопроса о том, действует ли тот или иной акт, следует исходить из общего положения: имеется ли более поздний акт равной или высшей юридической силы, регулирующий тот же предмет отношений, что и ранее изданный акт.

Статья 12 предусматривает также в качестве условия прекращения действия закона или иного нормативного правового акта истечение срока, на который был рассчитан данный акт.

5. Часть 3 комментируемой статьи формулирует общее положение о том, что закон или иной нормативный правовой акт о труде применяется только к отношениям, возникшим после введения его в действие. На отношения, существующие до введения его в действие, соответствующий закон или иной нормативный правовой акт не распространяется.

Изъятие из этого правила возможно только в том случае, если оно предусмотрено законом или иным нормативным правовым актом. Как правило, положение о том, что действие закона (иного нормативного правового акта) распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, содержится во Вводном законе.

Трудовой кодекс допускает возможность применения закона или иного нормативного правового акта к правам и обязанностям ранее существовавшего отношения, если такие права и обязанности возникли после введения его в действие. Например, с работником, вступившим в трудовое отношение с работодателем в период действия КЗоТ, трудовой договор расторгается после вступления в силу ТК; основание — несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. В данном случае на этого работника будет распространен п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК, предусматривающий, что увольнение по такому основанию должно быть подтверждено результатами аттестации. КЗоТ не требовал подтверждения результатами аттестации несоответствия работника занимаемой должности вследствие его недостаточной квалификации.

В ст. 12 предусмотрены также положения, относящиеся к локальному нормативному акту, коллективному договору, соглашениям. Эти положения отсутствовали в прежней редакции комментируемой статьи.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом акте, а прекращает свое действие по тем же основаниям, которые применяются к закону или иному нормативному правовому акту. Отличие заключается лишь в том, что локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи со вступлением в силу закона (иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права), коллективного договора, соглашения только в том случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом.

Есть локальные нормативные акты, которые действуют до тех пор, пока это представляется целесообразным. Среди локальных нормативных актов имеются и акты с годичным сроком действия, например графики отпусков.

Локальные нормативные акты организации: перечень 2021

Если в организации отсутствуют обязательные ЛНА, компании грозят штрафы. Проверьте, соответствует ли комплект законодательным требованиям, если нужно — внесите изменения. Образцы документов и советы экспертов вы найдете в статье.

Трудовой кодекс не содержит полного перечня локальных актов, которые нужно утвердить в организации. Но есть обязательные для всех компаний документы, которые запрашивают при проверке. Если не представите их, компанию оштрафуют. В статье мы расскажем, какие обязательные локальные нормативные акты нужно разработать в компании и как их утвердить. Скачайте полезную шпаргалку в Системе Кадры: Как принять локальный нормативный акт компании >>>

Скачайте образцы локальных нормативных актов организации, которые разработали наши эксперты:

Классификация локальных актов

К основным общим требованиям можно отнести следующие:

  • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, установленных Трудовым кодексом);
  • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ);
  • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;
  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.

По сфере действия локальные нормативные акты могут быть общего характера, которые распространяются на всех работников организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т. д.), и специального (положения о направлении в командировки, о вахтовом методе работы и др.).

Читайте также:  День коммунального хозяйства в 2023 году

И наконец, по способу принятия локальные акты можно разделить на:

  • принимаемые работодателем единолично;
  • принимаемые с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ (при наличии такого).

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФпорядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

С учетом мнения представительного органа работников принимаются, например, локальные акты о порядке аттестации сотрудников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), о системе оплаты труда в организации (ст. 135 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), документы, устанавливающие формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ), нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ).

Кроме этого, принятие иных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть установлено коллективным договором, соглашениями.

Что такое локальный акт?

Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

При этом Трудовой кодекс не содержит ни определения локального акта, ни перечня документов, которые можно считать локальными актами.

Некоторые специалисты определяют локальные нормативные акты как акты, принимаемые работодателем и содержащие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Но данная формулировка достаточно узка, поскольку к основным документам, содержащим правила поведения, можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка или инструкции по охране труда. Понятие локального нормативного акта несколько шире. Для его определения лучше воспользоваться положениями ст. 8 ТК РФ: локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много. Бесспорно, локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п. Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые – и приказы руководителя.

Мы не можем согласиться с тем, что приказы являются локальными нормативными актами. Они относятся к организационно-распорядительным документам, как и табели учета рабочего времени, графики сменности и др.

Что касается штатного расписания и графика отпусков, Роструд, например, неоднократно относил их к локальным нормативным актам (см., например, письма Роструда от 22.03.2012 № 428‑6‑1, от 31.10.2007 № 4414‑6).

Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.

А в Письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653‑6‑1указывается, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, но непосредственно не связанным с трудовой деятельностью. Поэтому работодатель не обязан знакомить с ним новичка при приеме на работу. Перед заключением трудового договора работники должны быть
ознакомлены только с локальными нормативными актами, связанными с трудовой деятельностью.

В любом случае, независимо от того, относятся ли штатное расписание и график отпусков к локальным нормативным актам, они должны быть в каждой организации.

Срок и сфера действия ЛНА

Сроки действия ЛНА Трудовым кодексом не установлены, поэтому они могут быть бессрочными или принятыми на определенный период.

В силу ст. 12 ТК РФ ЛНА вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие ЛНА, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

ЛНА либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи:

  • с истечением срока действия (если срок был установлен);
  • с отменой (признанием утратившими силу) данного ЛНА либо отдельных его положений другим ЛНА;
  • со вступлением в силу закона или иного акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

В ст. 13 ТК РФ сказано, что принимаемые работодателем ЛНА действуют в отношении сотрудников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

И здесь возвращаемся к видам ЛНА в зависимости от сферы их действия. Как было отмечено, ЛНА не обязательно распространяются на всю организацию или всех работников организации. Например, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о персональных данных действуют в отношении всего персонала. А вот положение о структурном подразделении — только на работников этого подразделения.

Трудовой кодекс Российской Федерации, а если быть точнее, то его пятая статья, устанавливает правила отношений между работодателем и сотрудником с помощью охраны труда, созданных соглашений и актов, в которых оговариваются нормы трудовых прав. Помимо этого, локальные акты регламентируют отношения между данными лицами.

Данный документ действует абсолютно для всех работодателей, вне зависимости от типа компании, формы управления и владения и т.д. Также локальный акт должен соответствовать и иному типу документов. Это оговаривается в восьмой статье первой части трудового кодекса нашей страны.

Однако в кодексе отсутствует точное определение этого термина.

Как принять локальный акт

В Трудовом кодексе зафиксированы только самые общие положения, касающиеся порядка принятия локальных нормативных актов. Так, согласно ст. 8 ТК РФ, если в организации имеется профсоюз, то в случаях, прямо указанных в ТК РФ, при принятии локального акта работодатель обязан запросить мнение профсоюза. Например, такая обязанность возникает при утверждении Правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), Положения об оплате труда (ст. 135 ТК РФ), Правил компенсации расходов для работников, занятых в районах Крайнего Севера ().

В остальных случаях (либо во всех, если организация профсоюзом не обременена), локальные акты принимаются работодателем самостоятельно. Что касается формы, то на практике локальные акты чаще всего принимаются в виде различных положений, порядков, инструкций. Порядок подготовки и согласования текста документа внутри организации может быть любой, но вот утверждать готовый документ должен либо непосредственно руководитель организации, либо иное уполномоченное им лицо. Утверждение может происходить как отдельным распорядительным документом -приказом или распоряжением об утверждении локального акта, так и в виде соответствующего реквизита «Утверждаю», или «Утверждено» на самом локальном акте. Каких-либо ограничений, связанных с этим вопросом, трудовое законодательство не содержит.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *