Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности землепользователей в 2023 году правовой статус собственника земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на то, что в законодательстве РФ прописаны основные гарантии прав собственников земельных участков, со стороны третьих лиц очень часто происходит злоупотребление правом, в том числе накладываются ограничения на использование территорий. В таком случае речь идет о нарушении права владения землей, прописанного в Конституции РФ.
Всего установлено 7 основных принципов определения арендной платы.
Первый из них – это принцип экономической обоснованности.
Суть его в следующем.
Арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка. Учитываются категории земель, к которой отнесен земельный участок, вид его разрешенного использования, и другие факторы.
Другими словами, чиновники не могут с потолка брать арендную плату.
Таким образом, целесообразно проверить соответствие порядка, установленного местной администрацией вышеуказанным Основным принципам.
Если есть противоречие, то следует обжаловать в суде, установленный местной администрацией порядок определения арендной платы.
Единый сервис или портал, на котором можно узнать размер арендной платы по конкретному району, мне не встречался.
6-ая обязанность.
Обязанности пользователя земельным участком
Земля, в отличие от других объектов права собственности, является природным ресурсом, что обусловливает его особый правовой статус. В этом плане законодательство закрепляет за пользователями земельных наделов некоторые обязанности, которые обеспечивают сохранность земли в качестве части природы и рациональную эксплуатацию возможностей отдельных участков.
Среди обязанностей Земельный кодекс выделяет:
- Обеспечение целевого пользования ресурсами земли в соответствии с установленными государственными органами и законом правилами.
- Обеспечение сохранности инженерных знаков и иных отличительных приспособлений, установленных сотрудниками государственных служб, частными кадастровыми инженерами.
- Периодическое либо постоянное проведение мероприятий, обеспечивающих сохранность окружающей среды, в особенности мероприятий по безопасности от пожара.
- Выплата установленного законодательством налога на землю.
- Соблюдение норм строительства и генерального плана градостроения при возведении строений на территории своего участка.
- Предотвращение загрязнения земли, мелиоративного истощения, снижения плодородности.
Земельное законодательство содержит много норм, направленных на ограничение правомочий пользователей в отношении их земель. Тем самым нормы Земельного Кодекса направлены именно на обеспечение сохранности изначальных свойств земельного ресурса страны ради блага будущих поколений.
Статья 40.Права собственников земельных участков на использование земельных участков
1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
2. Собственник земельного участка имеет право собственности на:
1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;
2) расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.
Статья 47.Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком
1. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:
1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
2) по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;
3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.
Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.
5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.
6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.
Статья 49.Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты электро-, газо-, тепло– и водоснабжения муниципального значения;
автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ)
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
2. Утратил силу. – Федеральный закон от 21.12.2004 №172-ФЗ.
3. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
Федеральным законом от 08.12.2003 №162-ФЗ конфискация имущества как вид наказания исключена из Уголовного кодекса РФ.
Факт возникновения законных прав на собственность должен иметь документальное подтверждение. Документы на землю, которые хранятся в семейных архивах — срока давности не имеют, государство гарантирует их актуальность. Правомерность документов в юридических сделках подтверждает регистрация в РосРеестре.
Право собственника на землю находит отражение в первичных документах, согласно которым земля перешла в собственность гражданина:
- акты о выделении земли уполномоченными органами;
- договора покупки, дарения, обмена;
- свидетельство о получении наследства;
- судебные решения в пользу собственника;
- приватизация земли под существующим строением, которое принадлежит собственнику участка.
Специфика защиты прав
Собственники земельных участков имеют право осуществлять строительство на территории, огораживать ее, продавать, обменивать или совершать любые другие операции и сделки, если они не противоречат категории и назначении земли, а также не нарушают законодательство.
Значимым правом любого владельца является возможность защиты своих прав. Нередкими являются ситуации, когда третьи лица пытаются нарушить права граждан. Поэтому люди могут пользоваться несколькими способами защиты своих территорий:
- через суд разные акты, выпускаемые государственными органами, могут признаваться недействительными, если они нарушают права собственника участка;
- если на участке начинается строительство объектов третьими лицами без разрешения владельца, то оно по суду может быть приостановлено, после чего владелец имеет право снести эти постройки;
- если разные акты, выпущенные местной администрацией, нарушают нормы законодательства в отношении владельцев земли, то они могут приостанавливаться или признаваться недействительными.
Что такое «потери сельскохозяйственного производства» и как они возмещаются?
Особые правила устанавливаются для возмещения потерь сельскохозяйственного производства. Потери возмещаются организациями, которым предоставляются
сельскохозяйственные угодья для несельскохозяйственных нужд или чья деятельность приводит к ограничению использования, ухудшению качества угодий, а также организациями, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны (за исключением случаев, когда эти зоны устанавливаются на землях природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения).
Размер возмещения устанавливается по стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке). Под освоением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) в этих случаях понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем проведения мелиоративных работ (осушение, орошение и другие мероприятия). Размер стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества.
В случаях, когда потери вызваны ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности сторонних лиц, они определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель). Для определения размера потерь используются планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель.
Потери, возникающие в результате изъятия земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель. Если потери дополнительно выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании фактического отрицательного воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяйственных угодий.
Потери сельскохозяйственного производства, как и убытки, подлежат возмещению в полном объеме. Однако законодательством устанавливаются случаи, когда такие потери не возмещаются. Например:
- при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;
- предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных предприятий;
- отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов;
- изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загрязненных земель.
Помимо полного изъятия земельных участков потери сельскохозяйственного производства могут возникать при временном отводе участков сельскохозяйственных угодий. В этом случае потери также возмещаются в полном объеме с установлением обязательного условия рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные угодья. Возмещение устанавливается в размере 50% от норматива при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляется земельный участок.
👨🌾 Какие права имеют землевладельцы
Как уже было отмечено, фактически пожизненное наследуемое владение участком — это своего рода право собственности на землю, но имеющее значительные ограничения.
В чем же отличие таких владельцев (землепользователей) участков от собственников земли?
Собственники имеют неограниченные права распоряжения своими участками. Они могут продать, подарить, завещать, обменять, сдать участок в аренду, использовать его в качестве залога и т. д. То есть свободно, в рамках закона, распоряжаться своим имуществом (а земля является недвижимым имуществом).
А вот пожизненные владельцы в рамках закона могут только пользоваться своей землей. Это подразумевает её пользование в соответствии с разрешенным видом использования.
Напомним, что существуют несколько видов разрешенного использования земли. Например, для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), сельскохозяйственного использования (это, как правило, фермерские хозяйства), ведения садоводства, огородничества и т. д. То есть владелец на землях может что-то строить, возделывать сельхозкультуры или осуществлять иную деятельность в соответствии с видом земель.
Но распоряжаться участком (то есть продать, подарить, использовать в качестве залога и т. д.) владелец не имеет права. За исключением передачи участка по наследству.
Что такое «потери сельскохозяйственного производства» и как они возмещаются?
Особые правила устанавливаются для возмещения потерь сельскохозяйственного производства. Потери возмещаются организациями, которым предоставляются
сельскохозяйственные угодья для несельскохозяйственных нужд или чья деятельность приводит к ограничению использования, ухудшению качества угодий, а также организациями, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны (за исключением случаев, когда эти зоны устанавливаются на землях природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения).
Размер возмещения устанавливается по стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке). Под освоением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) в этих случаях понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем проведения мелиоративных работ (осушение, орошение и другие мероприятия). Размер стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества.
В случаях, когда потери вызваны ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности сторонних лиц, они определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель). Для определения размера потерь используются планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель.
Потери, возникающие в результате изъятия земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель. Если потери дополнительно выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании фактического отрицательного воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяйственных угодий.
Потери сельскохозяйственного производства, как и убытки, подлежат возмещению в полном объеме. Однако законодательством устанавливаются случаи, когда такие потери не возмещаются. Например:
- при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;
- предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных предприятий;
- отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов;
- изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загрязненных земель.
Помимо полного изъятия земельных участков потери сельскохозяйственного производства могут возникать при временном отводе участков сельскохозяйственных угодий. В этом случае потери также возмещаются в полном объеме с установлением обязательного условия рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные угодья. Возмещение устанавливается в размере 50% от норматива при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляется земельный участок.
Статья 64. Права собственников земельных участков и землепользователей на использование земельных участков
1. Собственники земельных участков и землепользователи, если иное не установлено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан, имеют право:
1) самостоятельно хозяйствовать на земле, используя ее в целях, вытекающих из назначения земельного участка;
2) собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на посевы и посадки сельскохозяйственных и иных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную и иную продукцию, полученную в результате использования земельного участка, и доходы от ее реализации;
3) на использование в установленном порядке без намерения последующего совершения сделок для нужд своего хозяйства имеющихся на земельном участке или в недрах под принадлежащими им земельными участками общераспространенных полезных ископаемых, насаждений, поверхностных и подземных вод, а также на эксплуатацию иных полезных свойств земли;
4) на возмещение убытков в полном объеме при принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд;
5) возводить на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления жилые, производственные, бытовые и иные здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка с учетом зонирования земель;
6) проводить оросительные, осушительные и иные мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с установленными строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
7) передать право собственности, право временного возмездного долгосрочного землепользования (аренды) в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, в оплату акций акционерного общества или в качестве взноса в производственный кооператив;
8) передать право застройки земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, инвестору согласно пункту 7 статьи 52 настоящего Кодекса на основании гражданско-правовых сделок, условия которых устанавливаются по соглашению сторон.
2. Полномочия, предусмотренные подпунктами 2), 3), 5) и 6) пункта 1 настоящей статьи, для временных землепользователей могут быть ограничены актом предоставления земельного участка или договором аренды (договором о временном безвозмездном землепользовании).
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком
Использовать землю по прямому назначению, с условием пожизненного наследуемого владения земельным участком могут частные лица, получившие имущество в пользование до вступления в силу Земельного Кодекса 2001 года. Вся земля Советского периода правления принадлежала государству, поэтому выделяемые наделы имели статус публичных земель.
После принятия в пост советской России Закона о земле, пожизненно наследуемые владения земельным участком не выделяют. Государство признает законность полученных участков, но проводит политику последующей приватизации.
Регистрировать право не обязательно. Условия пользования участком определяют разрешенное использование и регламент, установленный муниципальным образованием на данной территории. Дом или другие постройки, возведенные на публичной земле, необходимо оформлять в собственность в установленном порядке.
Физические лица обладают правом владения и пользования, но ограничены в праве распоряжения:
- Участок, который имеет статус пожизненного наследуемого владения, не всегда можно оставить в наследство;
- Продать, предоставить публичную землю в качестве залога или для коммерческой сделки, нельзя. Подобные действия влекут отчуждение земли;
- Только наличие свидетельства, которое подтверждает факт законного получения участка от государства, позволяет оформить землю в собственность.